Клиповое мышление: глобальная трансформация человека
Есть известное высказывание, согласно которому люди, читающие книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Это слова С.-Ф. Жанлис, которые повторил Б. Гейтс - тот, благодаря кому, по сути, люди массово начали знакомиться с миром через экран. Так чем же отличаются «люди экрана» от «людей книги», почему клиповое мышление считают опасным и правда ли это – разбираемся.
Что такое клиповое мышление
При слове «клип» у многих возникает ассоциация с музыкальным клипом – пятиминутным роликом из нарезок различных образов. В английском языке это слово имеет немного другое значение - «вырезки из газет или фильмов» - но его тоже можно перевести как «видеоряд».
Все эти ассоциации не далеки и от самой сути клипового мышления. Человек воспринимает окружающий мир как череду картинок, порой не связывая происходящее между собой. Картинка сменяет картинку, явление происходит за явлением, а почему происходит так или иначе, возможны ли варианты и как предсказать, ускорить, предупредить ближайшие события – думать некогда. Трудно представить, как такое восприятие мира поможет обществу, бизнесу, отдельному человеку расти и развиваться. Клиповое мышление уже сейчас называют глобальной трансформацией человеческой природы и основной проблемой будущего.
Эффективно ли клиповое мышление
В конце 90-х в одном из московских вузов был проведен эксперимент: участникам была предложена одна и та же история в разных подачах – в словесном описании и в формате видеоролика. Уровень понимания ситуации у тех, кто посмотрел видеоролик, оказался в шесть раз выше, чем у студентов, которые прочитали текст. Объяснение автор эксперимента сделал следующее: видеоконтент дает готовое решение, а если быть более точным, то всего лишь его иллюзию.
Рассуждать, подключать логику, тяжелее. «Думать больно», – часто говорит бизнес-тренер команды ManGO! Games Олег Косчинский, разрабатывая новые способы вовлечь в дискуссии участников обучающих программ, адаптируя деловые игры под онлайн-формат.
Мы живем в огромном информационном поле, где информацию не нужно добывать, она появляется по одному клику или даже голосовой команде. Мы ленимся думать, сопоставлять, анализировать. Отсутствие анализа информации приводит к тому, что она исчезает из памяти, как только появляется новый образ. Мы переключаем внимание на новые и новые образы, подобно тому, как щелкаем пультом, прыгая по каналам телевизора.