Величие под слоем ржавчины и грудой обломков: 7 амбициозных построек ХХ века
Прошлое столетие было веком амбиций: в разных странах то и дело затевались дорогостоящие проекты по строительству самых больших, самых высоких, самых необычных, самых технологичных и других самых-самых сооружений
К сожалению, стройка не всегда доводилась до конца, и нередко даже завершенные объекты по разным причинам вскоре становились невостребованными. О некоторых из них мы рассказывали ранее, но интересных заброшенных сооружений на свете куда больше.
Железнодорожный вокзал Канфранк, Испания
В начале XX века власти Франции и Испании вынашивали амбициозные планы по развитию туризма и торговли друг с другом. Помочь в этом должен был построенный в 1915 году железнодорожный тоннель «Сомпорт», который проходил бы под Пиренеями и соединял два государства. Из-за разницы в ширине колеи железных дорог двух стран на испанской стороне было решено построить большой вокзал с обширной инфраструктурой, где пассажиров и грузы можно было бы перебрасывать с французских поездов на испанские и обратно. Летом 1928 года неподалеку от деревушки Канфранк заработал международный железнодорожный вокзал. Длина главного здания составила около 240 метров, а число окон в нем соответствовало количеству дней в году. За свои исполинские размеры сооружение быстро получило прозвище «Титаник гор».
К сожалению, такой размах оказался неоправданным: процесс переброски грузов с сопутствующими таможенными процедурами занимал слишком много времени, что сильно сказалось на востребованности тоннеля. В начале 1930-х годов вторым по величине вокзалом Европы пользовались не более 50 пассажиров в день. Во время гражданской войны в Испании Франсиско Франко приказал запечатать «Сомпорт», чтобы предотвратить ввоз оружия противниками-республиканцами. Впрочем, вскоре его открыли вновь.
«Во время Второй мировой войны туннель использовался для контрабанды золота и в качестве маршрута эвакуации для евреев и солдат союзных сил, спасавшихся из оккупированной Германией Франции», — рассказывает директор по производству и продажам производственной компании Like A Shot Entertainment Ltd. Стив Гиллхэм.
После войны Франция постепенно начала терять интерес к этой железнодорожной линии, а когда в 1970 году сошедший с рельсов поезд разрушил мост в горах на французской стороне, правительство страны под давлением национальной железнодорожной компании SNCF и вовсе отказалось ремонтировать его, что означало конец тоннеля «Сомпорт» и вокзала Канфранк. Испанцы были сильно возмущены, но ничего не смогли поделать. Население деревни Канфранк-Эстасьон, созданной для обслуживания вокзала, сократилось с двух тысяч до пятисот человек. Вокзал начал постепенно разрушаться: рельсы ржавели, потолки обвалились из-за суровых зим, а вандалы доделали остальное.
В XXI веке железнодорожный вокзал Канфранк обрел новую жизнь. В двухтысячных в тоннеле «Сомпорт» на глубине 850 метров заработала подземная лаборатория Канфранк, в которой изучают редкие явления, например взаимодействие нейтрино космического происхождения или темной материи с атомными ядрами. Вход в тоннель, ведущий в лабораторию, находится на самом вокзале. Помимо этого, несколько лет назад территорию вокзала выкупило правительство испанского автономного сообщества Арагон для привлечения туристов. С 2013 по 2017 год это место посетило около 120 тысяч человек, преимущественно испанцев — по иронии судьбы намного больше, чем в любые другие пять лет работы тоннеля. Правительство Арагона собирается переделать вокзал в отель, а также построить рядом новую станцию и возобновить сообщение с Францией через Пиренеи, тем более что власти французского Бордо также дали на это добро. Возможно, через несколько лет «Титаник гор» вновь будет в деле.
Доменные печи Carrie Furnaces, США
Возвышающиеся на 28 метров над рекой Мононгахила, возведенные из стальных плит толщиной более шести сантиметров и облицованные огнеупорным кирпичом, печи № 6 и 7 доменного комплекса Carrie Furnaces в городе Питтсбург в Пенсильвании — одни из немногих уцелевших доменных печей в мире, построенных до Второй мировой войны. «Размер делает их внушающим благоговение памятником индустриальному — в действительности не очень далекому — прошлому Америки», — отмечает Гиллхэм.
Первые доменные печи Carrie Furnaces, принадлежавшие Хоумстедскому металлургическому заводу, запустили еще в 1884 году, а единственные уцелевшие на сегодня печи № 6 и 7 заработали в 1907-м. По словам Гиллхэма, условия труда на производстве были крайне тяжелыми, травмы и несчастные случаи были обычным делом, и за годы существования цеха погибло много рабочих. Для производства всего одной тонны железа приходилось перерабатывать около четырех тонн сырья — железной руды, кокса и известняка. Система охлаждения доменной печи расходовала более пяти миллионов галлонов воды в день. Пик активности комплекса пришелся на пятидесятые и шестидесятые годы, когда печи производили от 1000 до 1250 тонн железа в день. Однако в семидесятых и восьмидесятых в регионе произошел крах металлургической промышленности, который привел к упадку Хоумстедского металлургического завода. Уже в 1978 году перестали работать дожившие до наших дней печи № 6 и 7, а в 1986 закрылся и сам завод.
В настоящее время территорией комплекса доменных печей, которая занимает более 670 тысяч квадратных метров, управляет некоммерческая организация Rivers of Steel Heritage. Попасть туда самостоятельно довольно проблематично из-за окружающих территорию железнодорожных путей, но Rivers of Steel Heritage проводит туры для всех желающих. Также организация совместно с властями округа Аллегени и несколькими близлежащими муниципалитетами работает над масштабным планом по перепланировке комплекса. Здесь собираются построить офисные здания, конференц-центр, отель, транспортный хаб и жилье, а железнодорожный мост, который когда-то соединял доменный цех с Хоумстедским металлургическим заводом и не видел поездов уже более сорока лет, хотят превратить в автомобильный мост. Также на территории работает музей, посвященный двум уцелевшим доменным печам.