Анна Толстова о романтизме в России и Германии и выставке в Третьяковке

WeekendКультура

Каждому искусству своя свобода

Анна Толстова о романтизме в России и Германии и выставке в Третьяковке

Карл Готфрид Траугот Фабер. «Вид на Дрезден», 1824

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», сделанная совместно с Государственными художественными собраниями Дрездена. Экспозиция выстроена главным образом на живописи — более двухсот картин из множества немецких и российских музеев прокомментированы архивными документами, мемориальными раритетами и современным искусством. После того как в Третьяковке по официально не названным причинам отменили выставку «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж», которая должна была состояться прошлой осенью, «Мечты о свободе» стали главным событием года Германии в России 2020/2021.

1790 год, Тюбинген, Теологический институт, студенческая общага, комнатка на троих, три студента-соседа — Гёльдерлин, Гегель и Шеллинг. Гегель и Гельдерлин старше, их интересует политика, Шеллинг моложе, его интересует поэзия, он переводит на немецкий «Марсельезу» — ведь это хорошие стихи. Следственный комитет во главе с герцогом Карлом Ойгеном начинает проверку в институте — на допросе Шеллинг, ссылаясь на 51-ю статью, темнит, но от песни «марсельских бандитов» не отрекается. Как ни странно, все обходится без последствий в виде карцера. Современность с подозрением относится к романтизму — и особенно к немецкому романтизму, на который была возложена часть вины за муки поэзии после Освенцима. И конечно, современное искусство не приемлет в романтизме многое, если не сказать все, начиная с культа романтического гения и заканчивая пантеоном романтических гениев в полном составе. Концептуальная архитектура выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», произведение мэтра деконструктивизма Даниэля Либескинда, представляет собой две угловатые, вписанные одна в другую спирали — постоянно пересекающиеся траектории русского и немецкого (в данном случае — дрезденского, саксонского) романтизма. Эта конструкция должна напомнить нам о том, что само современное представление о спирали истории — романтического происхождения. В экспозицию включено современное искусство — работы Вольфганга Тильманса, Гвидо ван дер Верве, Арнульфа Райнера, Джеймса Таррелла, Марлен Дюма, Хироси Сугимото, Сюзан Филипс, Яана Тоомика, Тони Оурслера, Андрея Кузькина, Томаса Руффа, Хито Штейерль. Но дело не в том, что партнером Третьяковской галереи выступает Альбертинум, главное дрезденское хранилище романтизма, чья коллекция постоянно прирастает актуальным искусством. И не стоит подозревать главного куратора выставки с российской стороны, сотрудника отдела новейших течений Третьяковки Сергея Фофанова, в попытках осовременить несовременный материал. Романтизм на выставке оказывается современен и сам по себе. Видимо, тут нужно добавить — «к сожалению».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении