Искусство после Сребреницы
Как сербские художники переживали войну
![](https://cs.kiozk.ru/content/5v3/hu0/wbg/aqgxmahqczzozrgkfmzxsl5/art/85967/kbvxjns4.jpg?v=1&temp_url_sig=mWJF4GpXBj-8z-YQj1wxuQ&temp_url_expires=1738903605)
Опыт Сербии последних тридцати лет показывает, что война за порогом неизбежно становится главным сюжетом современной культуры. Анна Толстова рассказывает, чем жили сербские художники до, во время и после югославских войн и каким они показывали сербское искусство миру.
Над входом в национальный павильон в Джардини, садах Венецианской биеннале, до сих пор красуется монументальная, словно бы выгравированная в каменной плоскости фасада надпись «Jugoslavia»: она кажется неотъемлемой частью архитектурного замысла, оказавшегося прочнее замысла многонационального государственного образования. Надпись, впрочем, обозначает не Социалистическую Федеративную Республику Югославия (СФРЮ), а Королевство Югославия, которое и приобрело павильон в 1938 году, тогда же, незадолго до своей кончины, дебютировав на биеннале. Сбоку буквами поскромнее выведено «Serbia»: югославский павильон, плавно перешедший из собственности королевства в собственность республики, унаследовала Сербия, а остальным государствам бывшей Югославии приходится арендовать помещения под павильоны за пределами райских биеннальских садов. Конфликт между двумя именами на фасаде был обыгран в 2015-м, на 56-й Венецианской биеннале, когда независимую — ни от кого, даже от Черногории,— и очень молодую, готовящуюся через год отпраздновать свой первый, десятилетний юбилей Сербию представлял художник из Белграда Иван Грубанов: на полу павильона, как павшие на поле боя, лежали флаги не существующих более государств — проект назывался «Организация мертвых наций». Смерть, война, конфликт, насилие, изоляция — эти подспудные мотивы настойчиво звучат в сербском искусстве последних тридцати лет, особенно у тех художников, кому сейчас около пятидесяти и чья юность пришлась на военное десятилетие.
![](https://cs.kiozk.ru/content/5v3/hu0/wbg/aqgxmahqczzozrgkfmzxsl5/art/85967/f98vsqbl.jpg?v=1&temp_url_sig=PXb4RgSPxa3rEoxgounKvA&temp_url_expires=1738903605)
![](https://cs.kiozk.ru/content/5v3/hu0/wbg/aqgxmahqczzozrgkfmzxsl5/art/85967/xvwsp7km.jpg?v=1&temp_url_sig=P-9BVYQ8oh9Ldl_ydS2eLg&temp_url_expires=1738903605)
![](https://cs.kiozk.ru/content/5v3/hu0/wbg/aqgxmahqczzozrgkfmzxsl5/art/85967/hwnwqlpl.jpg?v=1&temp_url_sig=x4tfvyiT-B7Kurbt66K_PA&temp_url_expires=1738903605)
Например, у белградского скульптора Радоша Антониевича, в инсталляциях которого даже византийские храмы обретают формы военных палаток и бронетехники. Самый выдающийся скульптурный замысел Антониевича, к сожалению, остался нереализованным. В 2003-м он участвовал в конкурсе на памятник жертвам войны — памятник по проекту Антониевича должен был разместиться в парке «Звездары», астрономической обсерватории Белграда, и представлял собой гигантскую бетонную голову, отсылающую к мегаломанскому бетонному брутализму титовских времен. В отрубленную голову, лежащую на затылке и глядящую в небо, можно бы было войти через портал в шее, воображая, что движешься по сонной артерии, и, попав внутрь черепной коробки, смотреть на звезды сквозь глазницы или же слушать дождь, падающий внутрь, как какие-то неправильные, неуместные слезы.