10 фильмов фестиваля «Докер»
Выбор Алексея Артамонова и Ксении Рождественской

5 сентября в Москве стартует Международный фестиваль документального кино «Докер», один из главных фестивалей неигрового кино в России. Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных фестивальных программ.
Основной конкурс
«Аль Джанат — исходный рай»
Хлоя Аиша Боро


Патриарх огромного семейства и один из религиозных лидеров небольшого села в Буркина-Фасо отправляется в хадж и погибает в давке вокруг Каабы. Спор за наследное поместье, в земле которого поколениями закапывали пуповины новорожденных, раскалывает род и обнажает противоречия, пронизывающие всякое постколониальное пространство. Чтобы запечатлеть их и выяснить собственные отношения с прошлым, после 12 лет эмиграции режиссерка и племянница усопшего возвращается на родину. Это деликатное и многослойное документальное эссе дает объемную картину столкновения традиций и современности, духовных ценностей предков и каждодневной материальной нужды. Поиск идентичности в этой универсальной истории, рассказанной объективно, но от первого лица, невозможно отделить от горькой констатации бесправия женщин в многовековом общинном укладе — той пуповине, что сохраняет возможность связи с доколониальным прошлым своего народа.

«Горько-сладкая баллада»
Лян Цзюньцзянь


«Одуванчик» — единственная в Пекине школа для детей мигрантов, приехавших в столицу из провинции. Главное здесь — это хор. Руководительница хора каждый год отбирает самых талантливых новых учеников. И каждый год грустит, когда кто-то переводится в другую школу, где может получить образование получше. Здесь всегда учат новую песню: то про одуванчики, которые везде смогут укорениться, то про птичку, которая должна вылететь из джунглей в небо, то про Пекин, который «всегда с тобой». Родители этих детей окончили в лучшем случае среднюю школу и теперь готовы на все, лишь бы дать детям возможность продолжить образование. Это не просто портрет школы или нескольких учеников, не просто «горько-сладкая» драма взросления или социальная драма. Это история о временном счастье — ученики занимаются тем, что вряд ли им когда-либо пригодится. Музыкой денег не заработаешь. Фильм снимался семь лет, и режиссер Лян Цзюньцзянь («Пекин: 2008», «Гималаи. Лестница в небо») уверен, что ему и его команде удалось, во-первых, «поймать некую магию», а во-вторых — показать мало кому известный Пекин.


«Белая гвардия»
Жюльен Эли


Через пять лет после монументального фильма «Dark Suns» («Черные светила»), в котором Жюльен Эли погружал зрителей в бездну мексиканской некрополитики — внутреннего геноцида наркокартелями собственного народа,— канадский режиссер возвращается в Мексику и к теме организованной преступности, перемалывающей жизни тех, кто стоит на пути ее экономических интересов. Его новая (и столь же бесстрашная) работа исследует взаимовыгодные отношения между крупными транснациональными корпорациями, правительством и картелями, насильно присваивающими живописные земли и выкачивающими их ресурсы. Вдохновляясь фильмами Луиса Бунюэля, Эли превращает свое расследование в сюрреалистическую картину жестокости неоколониализма, которая оборачивается величественной фреской, изображающей тех, кто осмеливается бросить вызов всемогущему злу.
