От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов
Может ли дизайн книги сделать ее бестселлером, что такое вирусная обложка и стоит ли отдавать работу художника нейросети — «Сноб» вместе с книжным проектом «Метранпаж» разбирался в тонкостях книжного оформления
В книжном бизнесе обложка играет не меньшую роль, чем сюжет. С момента изобретения печатного станка и до наших дней обложка преобразилась из простого защитного элемента в настоящее искусство, цель которого — завоевать внимание читателей. Это первое, с чем взаимодействует покупатель, от чего зависит, захочет ли он узнать книгу поближе. Сегодня обложка — не просто красивая обертка, а полноценный маркетинговый инструмент, способный вызвать эмоции и заинтересовать публику.
Интересный факт: по данным книжной сети «Читай-город», лидером по количеству версий обложек в мае 2024 года стала сказочная повесть «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. 88 вариантов — впечатляющее число, которое показывает, как переиздания помогают сохранять свежий взгляд на классику и отражают изменения в предпочтениях читателей.
Один из трендов сегодняшнего дня — молодежные издания и культовые произведения в новом оформлении. И даже если цена на такие книги выше, качество и стиль обложки делают их покупку вполне оправданной.
Как обложка становится лицом книги: искусство, которое продает
Необычный эксперимент британской фриланс-платформы показывает, как оформление обложки влияет на книжный рынок. Компания взялась за улучшение дизайна книг семи разных жанровых направлений. В результате кликабельность увеличилась от 14 до 164%, в зависимости от книги.
Кир Витковский, основатель сервиса «Метранпаж», подчеркивает, что создание обложки — это целое искусство: «В дизайне обложек необходимо учитывать многие факторы. На их основе должен быть создан базисный дизайн, включающий правильные типографические приемы, гармоничную цветовую гамму и выразительную композицию. Это комплексный подход, который делает обложку не только красивой, но и эффективно продающей».
Часто книги продаются лучше именно благодаря «вирусным» обложкам, которые становятся популярными в соцсетях и СМИ. На примере самого известного романа Михаила Булгакова эта тенденция выражена очень ярко. В сети книжных «Читай-город» самое бюджетное издание «Мастера и Маргариты» сейчас можно приобрести за 159 рублей, а самое дорогое — за 4032 рубля.