Пережившие века
Магические татуировки и послания из рая, металл, отражающий душу, и верблюжий навоз – в основу традиционных ремесел мира часто вшиты обережные символы и весьма необычные представления о прекрасном.
У разных народов мира есть свои уникальные технологии, позволяющие ремесленникам выпускать удивительные вещи, отражающие географические и культурные особенности местности. Зачастую подобные ремесла, существовавшие на протяжении многих поколений, процветают и сейчас, – и отнюдь не только для того, чтобы мастерить сувениры на потребу туристам. Эти изделия охотно покупают и местные жители.
1Той вакайро маори
Новая Зеландия
Народ маори заселил острова Новой Зеландии, по оценкам ученых, в XIII веке. Металлургию маори не освоили, поэтому им приходилось обходиться древесиной, камнем и костью. В работе с этими материалами маорийские мастера достигли совершенства. Особенно активно использовали дерево, из него создавали не только жилища и домашнюю утварь, но и оружие, и рукоятки инструментов, статуэтки богов и героев, лодки и весла к ним, столбы для заборов и размежевания территорий. И все эти изделия выполняли не только утилитарную функцию. Предметы были покрыты «той вакайро» – художественной резьбой, имеющей особый смысл. Резьба могла быть предметной и изображать предков, что было важно для племенной идентичности, или абстрактной – со спиралевидными узорами «кору», символизировавшими новую жизнь, силу, покой.
После появления в Новой Зеландии европейцев древнее ремесло вакайро пришло в упадок, ведь маори начали массово покупать европейские вещи. Но на волне борьбы за независимость вернулся и интерес к национальным традициям. Возрождению вакайро в свое время поспособствовал местный политик Апирана Нгата, этнический маори, основавший в 1926 году в городе Роторуа Институт искусств и ремесел маори. Сейчас вакайро процветает: продукцию резчиков скупают не только туристы, но и сами маори, с удовольствием украшающие свой быт резными предметами интерьера. Раз в два года проводится «Рынок произведений искусства маори» (Māori Art Market), в ходе которого ремесленники распродают свою продукцию.
2Молас куна
Центральная и Южная Америка
Молас – это ткань ручной работы, создаваемая методом аппликации мастерицами народа куна (гуна) в Панаме и Колумбии. Из этой ткани делают национальные костюмы, которые куна носят в обыденной жизни. Когда-то женщины куна наносили похожие узоры прямо на свое тело. Но после появления в этих краях испанцев аборигены начали покупать у них хлопчатобумажную ткань европейского производства и переносить на нее свои национальные узоры. Создание молас требует многих часов кропотливой работы. Качество и, соответственно, стоимость оцениваются по числу соединенных вместе слоев разноцветных тканей (от двух до четырех и больше), тонкости шва и сложности рисунка. Чаще всего куна используют геометрические узоры, похожие на свои татуировки. Также в ходу узоры с изображением животных, птиц и цветов. В последнее время стали появляться и мотивы, позаимствованные из современной поп-культуры. Причем подобные ткани куна делают в первую очередь для своих соплеменников, а не для продажи туристам.
3Лакированная посуда Цугару
Япония
Более трехсот лет назад в Японии научились делать посуду, отличающуюся повышенной прочностью и уникальными узорами. Правитель дайме Цугару Нобумаса пригласил лучших японских лакировщиков, которые создавали по его заказу декоративные ножны для самурайских мечей, посуду, ящики для хранения писем, чернильницы и многое другое. Мастера наносили множество тончайших слоев лака на основу из древесины кипариса: чем больше слоев, тем массивнее и прочнее получится изделие. Для росписи используют несколько видов узоров. Основа: моншанури – черные контуры на темной поверхности и нисикинури – сплетение кругов, узоров и линий. Дополняют их каранури, напоминающие капли дождя, и маленькие кружки нанаконури – похожие на рыбью икру. Комбинируя эти элементы, мастера добиваются бесконечных вариаций узоров.