Лучшие люди
В преданиях осетин сказано, что когда-то на их земле жила лучшая версия людей – богатыри нарты. Жители Северной Осетии считают себя их потомками, и каждый камень в этих местах напоминает о нартском эпосе
Столица Северной Осетии – Алании, Владикавказ, встречает хорошей погодой и застольем. Обсуждаю с друзьями планы посетить горные ущелья, новости… Разговор прерывается, когда на стол ставят знаменитые осетинские пироги. Три – с сыром, один на другом. Я хватаюсь за край блюда, чтобы взять ломоть, и вдруг все замирают. «Не крути тарелку!» – трагическим шепотом говорит Даша, которая переехала в Осетию год назад и увлеченно постигает местную культуру.
Здесь, в Осетии, часто так бывает: сквозь привычный современный быт то и дело проступает древняя традиция. Три пирога на столе, объясняют мне, символизируют три мира: землю, солнце с небесами и огонь, как земной, так и божественный. Тарелку с пирогом нельзя вращать, потому что это приведет к хаосу, разрушит порядок вещей, и кто знает, какие еще беды принесет в столь хрупкую вселенную.
После того как мир был спасен от моего легкомыслия, за столом зазвучали тосты. Первый, по традиции, восславляет Бога. Второй – дзуара Уастырджи. Дзуары – это сверхъестественные существа, небожители, представления о них – наследие языческих времен. Аланы, древние предки осетин, приняли христианство от Византии в X веке, и с тех пор элементы язычества и христианства перемешиваются в их культуре. Вот и культ дзуара Уастырджи частично соединился с культом святого Георгия. Он тоже воин-всадник, тоже покровительствует путникам и мужчинам. Но его биография, по местным легендам, далеко не житийная.
– Женщинам имя Уастырджи произносить нельзя, им рекомендуется называть его иносказательно: Лагты Дзуар, что значит «покровитель мужчин», – указывает мне Даша еще на одно местное табу.
Уастырджи и другие небожители-дзуары в незапамятные времена тесно общались с легендарным народом нартов, обитавшим, по преданиям, в этих местах: пировали с ними, конфликтовали, а с некоторыми состояли в родстве. Так, дочерью Уастырджи была самая известная из нартских женщин, Шатана, которую, по легенде, зачала и родила от него уже почившая царевна. А сами нарты, чьи подвиги воспеты в сказаниях, были людьми непростыми: сплошь богатыри и чародеи.
– Многие народы Кавказа считают нартов своими предками. Мы, осетины, думаем, что все остальные ошибаются, потому что это были наши предки. Не зря же у нас столько детей зовут в честь героев из страны нартов. Завтра поедете смотреть горы, увидишь их скульптуры в парке «Нартон», – смеется Батраз, солидный бизнесмен и мастер застольных речей. Его тоже назвали в честь богатыря из нартского эпоса. Мне предстоит узнать, что ни одно путешествие по Осетии с местным жителем не обходится без историй о нартах, этой лучшей версии людей.
Рок Сослана
Статуи небожителей и героев эпоса, созданные осетинским скульптором Николаем Ходовым, выстроились вдоль проспекта Косты. Рассматриваю одного за другим и вижу, что среди героев-мужчин сидит женщина с птицей в одной руке и чашей в другой. «Это Шатана, – говорит гид Руслан. – Именно она придумала наше пиво, алутон. Подсмотрела, как птичка, поклевав зерна, закусила хмелем и опьянела. Я эту историю слышал от бабушки, она на каждый праздник варила алутон и рассказывала о нартах. Когда я про них впервые узнал? В раннем детстве. Нарты всегда где-то рядом. В каждом доме есть книга с нартовскими легендами, хотя обычно знакомство с ними начинается раньше, чем ребенок учится читать».