Самая длинная династия
Филолог и искусствовед Арсений Дежуров размышляет о судьбе египетского рода, подарившего миру духи, археологию, ботанические сады и монотеизм, а также дает простой рецепт основания собственной династии.
Все, кто хорошо учился в школе иностранным языкам, рано или поздно добрели до специального прошедшего времени – в латинском языке оно называется плюсквамперфект, что по-нашему «давнопрошедшее время». В русском языке оно тоже когда-то было, но потом утратилось – наш язык научился обходиться без него. От давнопрошедшего времени остался только один обломок, реликт, который нам известен с детства. Когда мы слушали про древние сказочные времена, когда по земле текли молочные реки, а Иван-царевич скакал на сером волке, повествование начинали со слов «жили-были». Это и есть время для рассказа о седой старине, к которой, в общем-то, не применим календарь.
Когда мы говорим об истории Древнего Египта, нам проще всего начать с этих сказочных слов, потому что, когда мы, современные люди, пытаемся представить время и пространство Древнего Египта, он представляется нам забавной вереницей богов с песьими головами, фараонов и их мумий, расписных гробниц, интриг Клеопатры и приключений Астерикса с Обеликсом. Сложно представить, да и незачем, что от строительства великих пирамид до драматической смерти Клеопатры прошло времени больше, чем от Клеопатры до нынешнего дня. Что за это время два с половиной раза можно было бы окрестить Русь. Как поверить, что для последней царицы Египта первые цари были не меньшей сказкой, чем для нас весь Древний Египет?
Знаменитый французский писатель XIX века Проспер Мериме создал жанр исторического реалистического полуромана (ибо его гениальная «Хроника царствования Карла IX» не была дописана). Предисловие к этому шедевру стало манифестом историзма в литературе. В частности, Мериме пишет: «В истории я люблю только анекдоты, а из анекдотов предпочитаю такие, в которых, как мне подсказывает воображение, я нахожу правдивую картину нравов и характеров данной эпохи». Конечно, это анекдоты в понимании XIX века. Сейчас, когда мы говорим «анекдот», то подразумеваем фантастическую, чаще фривольную историю из жизни Василия Ивановича и Петьки (или что-то в этом роде). Для XIX века это короткий занимательный рассказ о правдивом случае или, по крайней мере, о случае, который выглядит правдиво.
Если вдуматься, наше повседневное понимание истории сродни манифесту Мериме. Мы с уважением смотрим на ученого, который сыплет именами и датами, но, по сердцу, нам хотелось бы знать о людях прошлого не самое главное, а повседневность – чем они были похожи на нас, чем отличались, чем отличились, какие они совершили подвиги (лучше всего, чтобы фантастические). Так что нечего удивляться, что художественные фильмы нам гораздо интереснее, чем энциклопедический словарь.
История Древнего Египта длиной в пять тысяч лет может быть изложена для нашего удовольствия на нескольких страницах. Конечно, образованному человеку надо бы ее знать, но сейчас рядом с нами происходит столько всего удивительного, что наша современность нам гораздо интереснее, чем самые захватывающие события древности. Так что даже в «джентльменский набор» образованного человека Египет входит довольно скупо, оставшись достоянием специалистов-египтологов. Но если спросить специалиста, какой период в египетской истории интереснее всего, нам ответят: Новое царство. А если вы спросите, что интересней всего в Новом царстве, ответ будет предсказуем – жизнь XVIII династии, самой длинной и продуктивной в истории классического Востока.
В Древнем царстве (XXVIII–XXIII вв. до Р. Х.) научились строить пирамиды. В Среднем царстве (XXI–XVIII вв.) разучились их строить. А в Новом царстве (XVI–XI вв.) уже никто и не пытался строить пирамиды: настала пора огромных храмов с колоннами в виде метелок папируса или стеблей лотоса и расписных гробниц.