Каким получилось «Падение империи» Алекса Гарленда — печальный и тихий блокбастер
В прокат выходит «Падение империи» — мрачное кино о Гражданской войне в США и военкорах, которые ведут летопись конца света. Режиссер Алекс Гарленд построил невероятные американские горки, да так, чтобы зрителя то и дело тошнило.
Соединенные Штаты распались на четыре части, и фильм предусмотрительно не спешит объяснять почему. Возможно, конфликт вспыхнул из-за сокращения запасов питьевой воды. Возможно, из-за того, что президент (Ник Офферман, уже появлявшийся у Алекса Гарленда в сериале «Разрабы» — и тоже в роли человека, возомнившего себя богом) незаконно переизбрался на третий срок и распустил ФБР. Возможно, из-за того, что в округе Колумбия без суда и следствия расстреливают журналистов. Известно одно: демократическая Калифорния и республиканский Техас объединились, чтобы взять Вашингтон, и Белый дом скоро падет. Два журналиста — фотограф Ли (Кирстен Данст) и военкор Джоэл (Вагнер Моура из главного бразильского боевика «Элитный отряд») — пытаются попасть в осажденную столицу, чтобы сделать последний репортаж о президенте.
Мечтающие об эксклюзиве герои неохотно берут с собой двух коллег. Во-первых, было как-то неловко отказывать старому наставнику — хромающему и тучному Сэмми (Стивен Хендерсон из обеих «Дюн» и «Всех страхов Бо»). Во-вторых, к компании прибилась юная фанатка Ли — начинающая фотокорреспондентка Джесси (Кейли Спейни, звезда «Присциллы» и победительница Венеции-2023). Привыкшая к одиночеству Ли сядет в машину и недовольно прошипит, что на заднем сиденье у нее дом престарелых и детский сад одновременно. А Джоэл, которому уже не хочется профессиональных побед, но отчаянно требуется человеческое тепло, отмахнется и улыбнется. Вместе спокойнее и веселее — даже если впереди встречи с садистами, психопатами, бандитами и защитниками Белого дома.
Промокампания «Падения империи» — самого дорогого фильма студии А24, бюджет которого оценивают то в $50 млн, то $75 млн, — совпала с недавним словесным мятежом настоящего Техаса против настоящего Вашингтона. Отчего американцы насторожились: не подольет ли фильм масла в огонь? Можно выдыхать: не подольет. Сценарий написан так, чтобы зритель ни за что не догадался, к какой из двух партий принадлежит президент; чтобы никто из героев не разыграл расовую или религиозную карту; чтобы ни разу не прозвучало слово «мигранты» и чтобы даже на русских никто и ничего не свалил. Но именно война без особых причин делает фильм таким страшным — и стирает улыбки с лиц тех, кто смеялся над невозможным союзом Калифорнии и Техаса.