В школе ребенку плохо: что делать?
Представьте себе ситуацию: ваш сын или дочь 10-11 лет наотрез отказывается ходить в школу. Ему или ей там плохо: наладить отношения с одноклассниками не получается, учителя «придираются» и «занижают оценки». Возможно, читая эти строки, вам даже не пришлось задействовать фантазию: описанный гипотетический случай — ваша суровая реальность. Испробовав разные средства, вы наконец решили обратиться к психологу. Чем вам смогут помочь представители разных подходов?
Школ современной психологии так много, что родители невольно теряются: какую выбрать? На конференции «Генезиса» #PROподход авторитетные специалисты разных терапевтических направлений рассказали, как будут строить работу с конкретным запросом — ребенок отказывается ходить в престижную школу, ссылаясь на то, что сверстники ему не интересны, а учителя дураки.
О принципах работы в методах КПТ, гештальт-терапии и адлерианском подходе читайте здесь.
Как работает с таким случаем системный семейный подход?
Рассказывает психолог Алла Чугуева:
Даже если на консультацию приходит один человек, системный семейный психотерапевт работает со всей семьей, и в этом главное отличие подхода. Прежде всего я запрошу информацию о семье. Есть ли у ребенка папа? Родители живут вместе или они в разводе? Кто еще задействован в семейной системе, каково родственное окружение?
Встреча всей семьей — оптимальный вариант. Но в наших реалиях не всегда возможно всех собрать. Поэтому могут прийти мама с ребенком, папа, мама, ребенок и, наконец, одна мама — это нормально, все эти случаи мы примем в работу.
Основные идеи нашего подхода заключаются в следующем: система больше, чем сумма ее элементов, в системе есть свои законы, по которым она живет. Когда в семье все стабильно, мы говорим, что она находится в гомеостазе, к которому в конечном счете стремится любая система. Но есть и парадокс: в то же самое время система стремится и к развитию. А поскольку развитие происходит через кризис, изменения, система начинает им сопротивляться. Именно в этот критический момент люди обычно и обращаются к психологу.
Итак, мама рассказывает о проблеме (мы называем ее «симптомом»): плохая учеба или нежелание ребенка ходить в школу. Мы не исследуем вопрос, почему ребенок плохо учится или не хочет ходить в школу (это мама и так расскажет). Мы зададимся вопросом: как долго эта ситуация длится. Очевидно, плохая учеба — часть семейного гомеостаза. Это та неблагополучная ситуация, которая каким-то образом поддерживает стабильность в семье. И нам надо выяснить, как разные члены семьи к этой проблеме относятся, кому и какие бонусы, преимущества она сулит?
Например, в семье мог сложиться треугольник: проблема ребенка вынуждает маму и папу как можно чаще разговаривать. Может быть, не будь этих проблем с учебой, им нечего было бы обсудить. Мы также исследуем, какие правила работают в этой семейной системе, изучаем границы семьи и те мифы, которые переходят из поколения в поколение. Например, мифы «у нас в семье все отличники» и «без высшего образования жизнь превратится в ад» могут усиливать тревогу и мешать родителям забрать ребенка из престижной школы, где его, возможно, унижают одноклассники или не совсем адекватно ведут себя учителя.
Мы смотрим, на какой стадии развития находится данная семья. Возможно, родился другой ребенок, и поэтому мальчику не хватает контакта с мамой. Или, может быть, его старший брат-подросток асоциально себя ведет: прогуливает школу, курит, выпивает, а младший ориентируется на старшего и берет с него пример.
Получив достаточно полную информацию о семье, мы можем строить гипотезы, которые объясняют, как плохая учеба ребенка участвует в гомеостазе семьи. Как вариант, она помогает супружескому контакту и эмоциональной близости. Или позволяет всем поколениям семьи объединиться и проявить тепло, внимание, заботу друг о друге. А может быть, ребенок так сигнализирует о том, что тяжело переживает развод родителей. Или получает недостающее внимание матери после рождения сестры.
В зависимости от того, какая из гипотез окажется наиболее достоверной, мы выберем тот или иной способ работы. Мы используем разные техники и методы: эмоционально-фокусированную терапию, работу с субличностями, тренинги коммуникации, домашние задания, игровые методики — чтобы изменить дисфункциональные, нездоровые взаимодействия в семье на благополучные и функциональные.