Судно «Академик Николай Страхов»: от Мирового океана до Балтийского моря
В 1985 году финская верфь Hollming в городе Раума завершила работу над очередным научно-исследовательским судном, построенным по заказу Геологического института Академии Наук СССР — корабль, названный «Академик Николай Страхов», стал не только одним из самых эффективных судов серии 2600 T, но и одним из самых знаменитых представителей отечественного научно-исследовательского флота за всю его историю.
Судно «Академик Николай Страхов» уже совершило немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у плавучего института планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет проведена модернизация судна, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.
Этот плавучий институт, названный в честь одного из создателей современной литологии Николая Страхова, стал одним из четырёх научно-исследовательских судов общего проекта (наряду с «Академик Борис Петров», «Академик М.А. Лаврентьев» и «Академик Опарин») и за время своей эксплуатации провёл более трёх десятков научных экспедиций. 75,5-метровое судно водоизмещением 2685 тонн создавалось специально для проведения геофизических исследований и геологического строения дна океана, в основном занимаясь изучением геолого-геофизических особенностей строения тропической части Атлантического океана; также проводились экспедиции и в других регионах Мирового океана. Собранная информация легла в основу многочисленных научных работ и десятков открытий в области изучения рельефа дна Мирового океана.
При этом, как и научно-исследовательское судно «Академик Сергей Вавилов», «Академик Николай Страхов» принимал участие и в работе над проектами, связанными с наукой косвенно. Например, без этого судна сложно было бы провести расследование… авиакатастрофы.
В 1 июня 2009 года пассажирский лайнер Airbus A330−203 авиакомпании Air France, выполнявший плановый рейс AF447 по маршруту Рио-де-Жанейро-Париж, спустя 3 часа и 45 минут после взлёта рухнул в воды Атлантического океана. Катастрофа, произошедшая в Атлантике, привела к одной из самых сложных поисковых операций в истории мировой авиации, поскольку речь шла об обнаружении фрагментов самолёта на большой площади океана со сложным рельефом дна. Вот здесь международной комиссии и пригодились собранные российским научно-исследовательским судном данные и сделанные по ним карты дна Атлантического океана в районе крушения Airbus.
Вся проделанная «Академиком Николаем Страховым» работа была бы невозможна, во-первых, без опытнейших специалистов, выходящих в экспедиции, во-вторых, без установленного на борту судна оборудования. Один из пяти имеющихся в России глубоководных эхолотов на 256 лучей находится именно на этом судне — устройство позволяет снимать океанское дно сегментами в несколько километров за один раз, что существенно ускоряет сбор необходимой учёным информации. А эти сведения важны не только для науки, но и для политики.