Интервью с генеральным директором кинотеатра «Пионер» Мэри Назари

ForbesРепортаж

«Этот закон сильно откинул Россию назад». Директор «Пионера» Мэри Назари о новых правилах кинопроката и бизнесе без попкорна

Осенью 2019 года любимый кинотеатр московской интеллигенции «Пионер» отметил свой 10-летний юбилей. Forbes Woman встретился с его генеральным директором Мэри Назари, чтобы поговорить о том, как за эти годы изменился закон о кинопрокате и почему они решились показать «Смерть Сталина», что будет с «Художественным» и сколько стоит открыть свой кинотеатр в Венеции.

Юлия Варшавская

meri_nazari_foto_1.jpg__1577130251__51841.jpg

Советская часть истории «Пионера» началась еще в 1953 года, когда он был детским кинотеатром. К 2008 году он практически перестал работать, и тогда, по информации газеты «Коммерсантъ», Александр Мамут приобрел «Чентромобиле-Пионер» — компанию, владеющую правом аренды этого кинотеатра до 2017 года, за 70 млн руб. В интервью Forbes миллиардер рассказал, что считает проект своим «хобби». Как писали «Ведомости», на реставрацию было потрачено около $3 млн. Кинотеатр был открыт после реконструкции в октябре 2009 года, и очень скоро стал излюбленным местом для зрителей, которые привыкли смотреть кино в оригинале. В «Пионере» никогда не продавали попкорн и прочие атрибуты типичного кинотеатра — это была принципиальная позиция руководства. Зато проходили многочисленные фестивали, выставки, премьеры, был открыт книжный магазин, где регулярно проводятся паблик-токи с литераторами. В декабре 2016 года под управление компании «Пионер» перешел кинотеатр «Художественный», который сейчас находится на реконструкции.

Все эти годы компанией, куда теперь входит непосредственно «Пионер» на Кутузовском и еще 4 кинотеатра, руководит генеральный директор Мэри Назари, в прошлом — сценарист, кинопродюсер (в частности, фильма «Овсянки», получившего множество международных премий). В большом интервью Forbes Woman она рассказала, как устроен бизнес в «Пионере», почему новые законы о прокатных удостоверениях приносят вред зрителям, почему пришлось снести стены «Художественного» и как открыть свой кинотеатр в Венеции.

Из архива «Пионера»

Для многих людей «Пионер»ассоциируется не с кинотеатром и бизнесом, а с музеем или культурным центром. Как вы сами к этому относитесь?

Это соответствует и действительности, и нашему ДНК. И первоначальной идее, которая лежала еще в основе детского кинотеатра «Пионер», который был здесь до нас. Это был районный кинотеатр, построенный в 1953-м году замечательным архитектором Зиновием Розенфельдом. Пионер был очень модным в советское время, и руководила им легендарный директор Людмила Петровна Струкова. Она очень бережно относилась к этому кинотеатру и развивала его в большей степени как детский. И в 90-е годы, когда было довольно страшно, кинотеатры закрывались, она сумела его сохранить и передать в заботливые руки Александра Мамута. А он в свою очередь мечтал сделать в Москве такое место, куда можно было прийти, сесть в красивое и очень удобное красное кресло и смотреть хорошее кино. При том, что в то время появлялось много сетевых кинотеатров в России, которые стали серьезным бизнесом.

А наш кинотеатр, действительно, с точки зрения бизнеса был сомнительным предприятием — только ремонт и реконструкция практически разрушенного здания стоили огромных денег. От него, кстати, в свое время отказался сам Владимир Теодорович Спиваков, которому Лужков предлагал это здание для оркестра. Отказался именно потому, что надо было вкладывать слишком много средств, да и расположение у него не самое удачное — рядом с третьим транспортным кольцом, далеко от метро и центра.

Как из кинотеатра вы превратились в своего рода ДК?

Сначала появился книжный магазин, где мы очень скоро начали проводить публичные встречи. А потом стали использовать наше фойе для разных выставок. И первая из них была связана с очень важной историей. В 2013 году мы узнали о чудесной девочке, подопечной Фонда «Вера». Она умирала, и это было всем понятно, и прежде всего ей самой. Ее звали Маржана Садыкова, ей было 14, но она уже была довольно интересным фотографом. Даже когда она был прикована к кровати, ей очень хотелось фотографировать. И у нее была последняя мечта — увидеть свои работы на выставке. И мы это сделали. Я помню, что это был грандиозный успех, хотя успех — не очень подходящее слово в такой ситуации. Она уже не могла прийти, но смотрела открытие выставки в онлайн-трансляции. Через месяц она умерла.

С тех пор выставочную деятельность мы продолжаем. Но «Пионер» — в первую очередь, кинотеатр, где идут уникальные фильмы, которые нам самим очень нравятся. То, что есть в прокате, и то, что мы сами привозим. Хотя с последним стало гораздо сложнее после того, как ужесточился закон о прокатных удостоверениях.

Когда это произошло и как на вас повлияло?

Понимаете, мы, конечно, привлекаем посетителей атмосферой места, вкусной и полезной едой, возможностью вместе с кино купить и книжки, но главное для всех приходящих — интересное кино. Раньше мы многие фильмы привозили сами, делали разные специальные программы. Люди приходили к нам, понимая, что они нигде больше не увидят такое кино. Например, мы первыми еще в 2013 году начали показывать отреставрированные копии больших и важных фильмов. Первый фильм — «Таксист» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли, потом мы показали всю трилогию «Крестный отец» и все главные фильмы Хичкока. По законам, которые действовали ранее, если делать это в рамках фестиваля, то не требовались никакие прокатные удостоверения. У нас был наш собственный фестиваль, который назывался «Наконец-то кино». Так мы единственные показали фильм Гаспара Ноэ «Любовь» — прекрасный, нежнейший, но который бы никогда не получил прокатного удостоверения.

Но два года назад, к сожалению, законодательство очень сильно изменилось, неоправданно ужесточилось. Теперь для того чтобы показать фильм в рамках фестиваля — этот фестиваль нужно зарегистрировать в Министерстве культуры, это можно сделать только два раза в год.

После «Смерти Сталина»?

Еще до «Смерти Сталина» (то есть, конечно, в исторической хронологии — после его смерти). Это вообще не связанные вещи, потому что «Смерть Сталина» как раз получила прокатное удостоверение, и все кинотеатры, которые собирались его показывать, поставили его в расписание. Разумеется, это не фильм для широкого массового проката, но в Пионере было раскуплено очень много билетов, и режиссер нашим зрителям известный, и жанр фильма — «гиньоль» — для наших зрителей не пустое слово. И вдруг накануне показа Министерство культуры решило отозвать прокатное удостоверение. А отзывать удостоверение, по закону, можно только в том случае, если в фильме вдруг обнаружены сцены, призывающие к насилию, экстремизму, терроризму или просто порнографического свойства. Как мы понимаем, ничего такого в «Смерти Сталина» не было. Просто собрался некий общественный комитет, который решил почему-то, что «нашему народу такой фильм не нужен».

Но, помимо всего прочего, у фильма был номер в государственном реестре, на основании этого номера мы и продавали билеты. Я и вся команда «Пионера», мы, исходили из того простого факта, что если люди купили билеты, если фильму выдано прокатное удостоверение, если в фильме не было никакого экстремизма и порнографии, то нельзя так волюнтаристски, не уважая зрителей, снимать его с показа, ничего не объясняя. И мы его, конечно, показывали. До того, как пришли серьезные люди с суровыми лицами прямо в фойе Пионера, и запретили нам показывать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
Болезни суставов: принципы лечения, упражнения и работа с эмоциями Болезни суставов: принципы лечения, упражнения и работа с эмоциями

В теле все связано: негативные эмоции могут отражаться на состоянии здоровья

Psychologies
Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев

За гробовой тишиной острова Гайола скрываются жуткие истории

ТехИнсайдер
Что такое шейпинг: виды, упражнения, программа тренировок Что такое шейпинг: виды, упражнения, программа тренировок

Шейпинг поможет достичь женственной фигуры без чрезмерной мышечной массы

Cosmopolitan
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
Лига миллионеров: самые высокооплачиваемые спортсмены десятилетия Лига миллионеров: самые высокооплачиваемые спортсмены десятилетия

Кто еще попал в список спортсменов-миллионеров, кроме Флойда Мейвейзера?

Forbes
Как правильно питаться зимой для здоровья и поддержания тонуса Как правильно питаться зимой для здоровья и поддержания тонуса

Как оставаться в форме в пору застолий и дефицита витаминов

Cosmopolitan
Закончилась «Силиконовая долина» — остроумная и точная хроника уходящего десятилетия. Рассказываем, каким получился финал сериала Закончилась «Силиконовая долина» — остроумная и точная хроника уходящего десятилетия. Рассказываем, каким получился финал сериала

Как интернет-технологии превратились из главной надежды мира в его проклятие

Esquire
От Хвалынска до Холуя: 7 самых интересных малых городов России От Хвалынска до Холуя: 7 самых интересных малых городов России

Уникальные истории малых городов России

Forbes
Жизнь растений. Автобиография девушки, влюбленной в науку Жизнь растений. Автобиография девушки, влюбленной в науку

Отрывок из книги «Девушка из лаборатории: История о деревьях, науке и любви»

Forbes
Оформляют бамперы, попадают под КамАЗы: что делать после ДТП на трассе Оформляют бамперы, попадают под КамАЗы: что делать после ДТП на трассе

Почему после аварии на трассе не стоит ждать инспекторов на месте столкновения

РБК
«Короткие интервью с подонками» — книга о человеческой подлости от автора «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса. Публикуем ее фрагмент «Короткие интервью с подонками» — книга о человеческой подлости от автора «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса. Публикуем ее фрагмент

Уоллес исследует границы: личные, эмпатии, тела, морали, смысла, этики

Esquire
Услада для ушей: как найти новую музыку Услада для ушей: как найти новую музыку

Всегда хочется послушать что-то новое и открыть неизвестных ранее исполнителей

Популярная механика
Молоко будущего: технология, в которую вложили уже $130 млн Молоко будущего: технология, в которую вложили уже $130 млн

Следующим массовым продуктом из лаборатории может стать молоко от Perfect Day

Forbes
11 неправильных футболистов 11 неправильных футболистов

Самая неожиданная символическая сборная всех мундиалей

Maxim
Татьяна Веденеева: «Благодарна за все чудеса, которые со мной происходили» Татьяна Веденеева: «Благодарна за все чудеса, которые со мной происходили»

Любимица детей Советского Союза не побоялась вернуться к актерскому ремеслу

Караван историй
Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз? Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз?

В последнее время трудным детям стали ставить «модный» диагноз — ОВР

Psychologies
«Ночлежка» и москвичи: природа конфликта «Ночлежка» и москвичи: природа конфликта

Почему в Москве особенно нелегко помогать бездомным

Русский репортер
8 абсолютно бесполезных вещей, которые точно есть у тебя дома (спорим?) 8 абсолютно бесполезных вещей, которые точно есть у тебя дома (спорим?)

Просто задумайся — зачем оно тебе?

Playboy
«Молодое кино хочет крови». Александр Петров о том, почему не надо стесняться успеха «Молодое кино хочет крови». Александр Петров о том, почему не надо стесняться успеха

Александр Петров о цене успеха и проблемах российского кино,

Forbes
Как ребенок становится нарциссом? Как ребенок становится нарциссом?

Психолог рассказывает, как происходит нарциссическая адаптация

Psychologies
Как быстро и эффективно избавиться от перегара? Способы, которые реально работают Как быстро и эффективно избавиться от перегара? Способы, которые реально работают

Пора перестать верить в сказки и взять ситуацию под контроль

Playboy
Деньги: запретная тема в отношениях Деньги: запретная тема в отношениях

Оказывается, секс — не самая запретная тема в парах

Psychologies
Фрагмент романа «Джеймс Миранда Барри» Патрисии Данкер про первую в истории женщину-хирурга Фрагмент романа «Джеймс Миранда Барри» Патрисии Данкер про первую в истории женщину-хирурга

Она выдавала себя за мужчину, чтобы делать карьеру военного врача

Esquire
Не смешно: скрытая боль «улыбчивой» депрессии Не смешно: скрытая боль «улыбчивой» депрессии

За маской веселости могут скрываться печаль, боль, страх и тревога

Psychologies
Как несчастный случай помог американцу к 25 годам создать компанию, которая вступила в борьбу за $25 млрд Как несчастный случай помог американцу к 25 годам создать компанию, которая вступила в борьбу за $25 млрд

Карр любит говорить о том, что миссия компании — спасать жизни

Forbes
Гранит науки Гранит науки

Старое доброе «Учиться, учиться и еще раз учиться» сейчас актуально как никогда

Cosmopolitan
С небес на землю: знаменитости тоже летают экономклассом С небес на землю: знаменитости тоже летают экономклассом

Звезды тоже путешествуют лоукостерами и стоят в очереди за багажом

GQ
Как миллиардеры учат своих рабочих любить современное искусство Как миллиардеры учат своих рабочих любить современное искусство

Как выглядят уроки современного искусства для жителей России

Forbes
Набиуллина, Бейонсе и Грета. Самые влиятельные женщины мира по версии Forbes Набиуллина, Бейонсе и Грета. Самые влиятельные женщины мира по версии Forbes

В 2019 году женщины во всем мире громко заявляли о себе

Forbes
Открыть в приложении