В поисках смысла: что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть
Экзистенциальный кризис — это состояние тревоги, неуверенности и потери смысла жизни. Он связан с экзистенциальными вызовами — вопросами о смысле жизни, смерти, свободе и ответственности. При этом психологи отмечают, что экзистенциальный вызов совершенно не обязательно приведет к кризису. В материале Forbes Life рассказываем, что делать с экзистенциальным кризисом и как ответить себе на извечные вопрос: быть или не быть?
Понятие экзистенциального кризиса пришло в психологию из философского течения XX века — экзистенциализма (от латинского existentia — «существование» или «философия существования»). Это направление фокусирует свое внимание на уникальности бытия человека. В XIX веке датский философ Серен Кьеркегор впервые сформулировал понятие «экзистенции», противопоставив его «системе» немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который говорил об объективном идеализме: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», и она порождает природу и общество. Позже к экзистенциалистам причислялись философы и писатели Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер и другие. Базовым в понимании философии экзистенциализма является труд Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946 год).
В 1930-е–1960-е стали появляться психологические школы, которые связывали экзистенциальную философию с психологией. Так, одним из основоположников экзистенциальной психологии стал австрийский психиатр и философ Виктор Франкл.
Что такое экзистенциальный кризис
Экзистенциальный кризис — это эмоциональное состояние, выраженное чувствами тревоги и беспокойства, как правило, связанное с потерей смысла жизни. Экзистенциальные кризисы человека широко изучались такими современными экзистенциальными психологами, как Ирвин Ялом и Ролло Мэй.
«Человек — это единственное существо в природе, для которого собственное существование представляет огромную проблему. Бабочка не стремится стать слоном, слон не стремится стать жирафом. Они как-то проживают свою жизнь, а у человека из-за давления окружающей среды рождается постоянное желание быть кем-то другим, чем он является, — рассказывает кандидат психологических наук, клинический психолог, экзистенциально-ориентированный гештальттерапевт Елена Калитеевская. — Быть кем-то другим, чем я есть. Это такое основание экзистенциальной тревоги: «я не являюсь тем, кто я есть, не проживаю свою собственную жизнь. Я стремлюсь удовлетворять каким-то ожиданиям окружающих людей». При этом, отмечает психолог, человек в этой тревоге откладывает собственную жизнь, «он только готовится к проживанию настоящей, своей жизни», рассчитывает найти истинный ее смысл.
«Если рассматривать этот феномен с позиции логотерапии, то под экзистенциальным кризисом мы будем понимать некое ощущение отсутствия смысла жизни. И здесь есть ловушка, — предупреждает психолог-консультант, логотерапевт, руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа Светлана Штукарева. — Важно развести понятия в разные стороны: ситуация и ее переживание. У нас может быть ощущение, восприятие ситуации как бессмысленной, но это не означает отсутствие смысла в этой ситуации. Человеку кажется, что в том, с чем он столкнулся, смысла нет или он его не может обнаружить, и верно, скорее, второе, что он его не может обнаружить, что его не может не быть». Каждая ситуация имеет смысл, но не всякий раз человек может это разглядеть, говорит эксперт. «Восприятие не есть отсутствие смысла, это первое. А экстраполяция на всю жизнь, например, когда возникла какая-то очень печальная ситуация, умер близкий человек, и кажется, что вся жизнь теперь лишена смысла — это ошибка восприятия. В данном переживании, в моменте это адекватно, но не является знаком равенства касательно всей жизни», — добавляет Штукарева.
Человек, находящийся в экзистенциальном кризисе кажется себе и другим потерянным, тревожным. Довольно часто «симптомы» экзистенциального кризиса, а если быть вернее — его проживания, — путают с депрессией. Потеря интереса к жизни и работе, постоянная усталость и апатия, мигрени и головные боли, непрекращающаяся тоска, а также чувство безнадежности, и, даже суицидальные мысли — все это может сопутствовать проживанию экзистенциального кризиса.
Проживание таких симптомов в текущем моменте усложняют ощущения бесперспективности будущего: отсутствием планов, потерей целей и ориентиров, отсутствием достижений. «Американский экзистенциальный психолог и психотерапевт Сальваторе Мадди, изучающий прошлое, будущее, экзистенциальную тревогу и так далее, говорил, если человек смотрит в будущее, то он сталкивается с неизвестностью, а если смотрит в прошлое — сталкивается с неизменностью, — говорит Калитеевская. — Если мы смотрим в будущее, то неизбежно сталкиваемся с тревогой, и это абсолютно нормально. А если смотрим в прошлое, то сталкиваемся с виной, тоской, скукой, переживаниями, которые дают ощущение не движения вперед, а некого пережидания собственной жизни».