«Без различия пола»: как женщины в России требовали избирательных прав
Вопреки расхожему мнению, не советская власть дала женщинам возможность голосовать — борьба за избирательные права началась задолго до революции. Российские суфражистки (или, как их называли, равноправки) начали свою деятельность позже западных коллег, — но добились своего быстрее
Политическая зрелость
В феврале 1902 года во время очередных студенческих волнений по рукам начали ходить листовки, в которых провозглашалась «политическая зрелость» женщин Российской империи. Те были ограничены в правах: без разрешения мужа или отца они не могли работать, получать образование, вступать в наследство. Но со второй половины XIX века они последовательно требовали и добивались перемен. Феминистка Мария Покровская писала: «Русские женщины настойчиво стремятся расширить свое образование, завоевать новые сферы труда. Они начинают тяготиться своим подчиненным положением, своею неравноправностью с мужчинами. Они желают принимать деятельное участие в практическом решении общественных вопросов».
18 февраля 1905 года Николай II подписал рескрипт на имя министра внутренних дел Александра Булыгина. В нем император выразил намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». В империи создавался законосовещательный орган, предтеча Государственной Думы. Общество, ожидавшее политических перемен, восприняло рескрипт как начало диалога власти и общества.
Но «если в составе уполномоченных… будут только мужчины, то оправдаются ли надежды женщин, явятся ли мужчины достаточно страстными борцами за независимость женщины?», — задавалась вопросом Анна Шабанова — одна из основательниц женской организации «Русское женское взаимно-благотворительное общество».
На его собрании в Соляном городке на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге в мае 1905 года Шабанова сделала доклад, в котором вновь подчеркнула, что если женщины не попадут в число уполномоченных, то избирательных прав не получат. Решили требовать, требовать и требовать.
Активистки принялись действовать: ходатайствовать перед Советом министров о допущении к собранию народных представителей, перед Министерством внутренних дел — о предоставлении женщинам права занимать должности волостных писарей, перед Министерством финансов — о должностях в банках. Председателю совета министров Сергею Витте направили запрос по поводу готовящегося манифеста о даровании избирательных прав: относит ли правительство женщин к избирательным классам? Витте ответил, что такой вопрос не рассматривался. Равноправки (это слово стало в русском языке аналогом термина «суфражистки») отправили еще одно ходатайство — с предложением вопрос рассмотреть. Но долгое время все их усилия оставались тщетными.
…А потом Думу распустили
Весной 1906 года прошли выборы в Думу — большинство в ней получила Конституционно-демократическая партия («кадеты»). Женщины не голосовали (как и военнослужащие, представители некоторых национальностей, а также молодежь до 25 лет).