В плену стереотипов. Почему банки дают чат-ботам женские имена
Виртуального помощника, представленного австралийским цифровым банком Ubank в феврале 2019 года, зовут Миа. По меньшей мере в трех из десяти крупнейших европейских банков чат-боты носят женские имена. Эксперты считают, что это поддерживает стереотип о том, что низкоквалифицированную работу должны выполнять именно женщины.
Знакомьтесь, это Эми. А также Дебби, Инга, Миа, Эрика, Ева и Кора. Это не члены новой женской рок-группы, а имена, которые несколько крупных банков дали своим автоматизированным цифровым помощникам.
Так называемые чат-боты стали полезным инструментом по сокращению издержек для компаний с обширными клиентскими базами (например, банков, страховых компаний и мобильных операторов). Такие боты заменяют сотрудников колл-центров и к 2023 году сэкономят банкам до $7,3 млрд, по оценкам Juniper Research.
Но популярность ботов с женскими именами заставляет задуматься, не закрепляют ли они заодно гендерные стереотипы и особенно идею о том, будто женщины обычно играют вспомогательные роли. Такой критике уже подвергались цифровой помощник Amazon по имени Алекса и Сири от Apple.
Forbes изучил практику десяти крупнейших по объему активов европейских банков и выяснил, что по меньшей мере три из них используют чат-ботов с женскими именами на сайтах и в приложениях. У HSBC есть бот по имени Эми, Дебби из Deutsche Bank помогает трейдерам, у ING есть Инга, чат-бот, который «с пониманием отреагирует» на проблемы клиентов, такие как потеря карты.
Другой чат-бот ING, Мари, доступная для розничных клиентов через мессенджер Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), получила такое имя, «потому что оно создает образ кого-то отзывчивого и дружелюбного» — это слова Тима Дэниэлса, менеджера программ в ING, опубликованные на сайте банка (у ING есть мужской чат-бот по имени Билл, который ориентирован на корпоративных клиентов).