Артемизия Джентилески. Бои без правил
Им мало было растоптать ее душу и уничтожить остатки репутации. В конце концов к ней применили пытки, чтобы убедиться, что не лжет. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: "Это правда! Правда, правда!"
Процесс по делу Артемизии Джентилески начался в марте 1612 года и длился несколько месяцев. Но для художницы он не закончился до самой ее смерти. Отзвуки пережитых унижений послужили своеобразным вдохновением для творчества. Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевали женский протест и силу духа.
Артемизия родилась в Риме восьмого июля 1593 года. Отец Орацио Джентилески, сын тосканского ювелира, был достаточно популярным художником. Его жена Пруденция умерла, когда дочери исполнилось двенадцать, и на плечи девочки легли домашние хлопоты и забота о младших братьях. Довольно быстро Орацио разглядел в Артемизии способности к рисованию и взялся сам ее учить. Надо заметить, что жанрами, приличествующими женщине, являлись тогда разве что натюрморты да пейзажи. Изображение человека не слишком поощрялось, а уж об обнаженной натуре и помыслить было невозможно. Впрочем, Артемизия, наделенная изобретательностью, которую современники заклеймили бы как непристойную, находила довольно пикантные возможности для изучения анатомии: делала наброски собственного отражения в зеркале, а еще подглядывала за купающимися юношами и наблюдала на вечеринках за художниками, веселящимися с девицами легкого поведения. Все это ей однажды припомнят...
Орацио Джентилески с детьми обитал в квартале художников, где помимо богемы ошивались воры, пьяницы и проститутки. Впрочем, и среди живописцев попадались люди разные. Например Караваджо. Все знали, что Микеланджело Меризи — человек опасный, повеса, скандалист и драчун. Но признавали, что гений. Он частенько бывал в доме Орацио, проводя время за ужином и беседой, одалживал какие-то вещи в качестве реквизита для эскизов — корзину, кувшин или связку птичьих перьев, задумав изобразить крылья ангела. Караваджо первым после отца заметил искру таланта в дочери приятеля. Именно у него юная художница переняла принцип рисовать библейских и мифологических героев как обычных людей. Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия создала в семнадцать лет, в каком-то смысле предсказав собственное будущее. Согласно легенде, за купающейся в саду Сусанной подглядывала пара почтенных судей, которые затем пытались шантажом принудить ее к связи, угрожая ложным обвинением в прелюбодеянии. Но и под страхом смертного приговора девушка не согласилась. Спас ее от расправы пророк Даниил.
Помимо Караваджо у Орацио имелось немало друзей сомнительных моральных качеств. Они охотно пользовались гостеприимством щедрого художника, а заодно наблюдали, как растет и хорошеет его дочь. Заигрываниями и полушутливыми ухаживаниями дело порой не ограничивалось. Первым посягнул на дочь друга Козимо Куорли. Попытка сорвалась. Это удалось другому...
Агостино Тасси — с ним вместе Джентилески расписывал папский Квиринальский дворец — был человеком ярким и привлекательным. Ему-то за неимением времени Орацио и доверил дальнейшее обучение дочери. Отец видел в таланте Артемизии прежде всего практическую выгоду: она поможет в работе, это позволит брать больше заказов. Почему Орацио впустил этого человека в дом и поручил ему свою дочь — загадка. Как и Караваджо, Тасси, считая общепринятые правила устаревшими предрассудками, много пил, был весьма любвеобилен, наделал долгов... Остается предположить, будто Джентилески по наивности не допускал мысли, что друг способен злоупотребить его доверием.