Удивительная жизнь Алена Делона: публикуем фрагмент биографии актера из новой книги кинокритика Зинаиды Пронченко
В издательстве "Сеанс" выходит книга Зинаиды Пронченко "Ален Делон". Звезда мирового кинематографа, секс-символ, персонаж популярной культуры - в России наверняка нет человека, которому не знакомо имя Делона. Пронченко пишет подробный очерк его жизненного и творческого пути, подчеркивая, что его судьба интереснее и богаче, чем принято считать: служба в армии, политика, богемные знакомства, мода, отношения с родиной, голливудские интриги - все это лишь штрихи к сложному портрету, который неотделим от своей блестящей и жесткой эпохи. Esquire публикует главу о создании фильма "Непокоренный", который показал миру нового Делона.
В 1964 году Делон знакомится с очень колоритным персонажем, влияние этой встречи на политические взгляды звезды будет чувствоваться и годы спустя. Жан Ко — бывший секретарь Жан-Поля Сартра, писатель и журналист, лауреат Гонкуровской премии за роман, повествующий о суровых тюремных буднях, «Милосердие божье». Некогда ярый левый активист, в начале 1960-х Ко начал дрейфовать вправо, очутившись к 1964-му в полной интеллектуальной изоляции. Традиционно французская творческая богема всегда придерживалась либеральной повестки (в тот момент, например, жестко критиковала де Голля за войну в Алжире и первобытный колониализм: из героев-освободителей лидер нации в глазах интеллектуалов превратился в пускай и просвещенного, но диктатора). Поэтому Ко больше не был вхож в литературные гостиные Парижа, только Патрик Модиано и Жан Даниэль Бенсаид, привечавшие разномастных парий, одержимых гневом и меланхолией одновременно, продолжали свое с ним общение. Конечно, мимо подобного человека не мог пройти и Делон с его тягой к изгоям и отступникам. Установившиеся между ними отношения были, мягко говоря, своеобразными. Ко проводил со звездой занятия по политподготовке, Делон в свою очередь угнетал Ко своими манерами хозяина жизни, наглеца из расы господ. Жан-Пьер Мельвиль рассказывал о посиделках вчетвером с Делоном, Ко и Бенсаидом в квартале Сен-Жермен: за вечер актер несколько раз публично унизил друга.
Делон, имея за плечами уже более чем впечатляющий список актерских работ, — глава парижской синематеки Анри Ланглуа даже решает устроить ретроспективу из шестнадцати фильмов еще не достигшего тридцатилетия артиста — чувствует, как его имя приобретает не только культовый статус, но и коммерческий потенциал. «Делон — это товар, — говорит он в интервью. — Почему бы и мне не попробовать им поторговать?» Вместе с поверившим в него с первых дней Жоржем Бомом он основывает собственную продюсерскую компанию Delbeau (название составлено из первых трех букв фамилии обоих владельцев); впоследствии после размолвки с Бомом актер переименует бизнес в Adele Productions. Metro-Goldwyn-Mayer в качестве бонуса к будущему голливудскому контракту Делона предлагает финансовую помощь Delbeau в любых проектах. Именно провокатор Жан Ко подкинет Делону идею снять кино о недавней истории, о еще не зажившей и нарывающей ране, — национальном фиаско в Алжире. Военный опыт самого актера, отслужившего два с лишним года на другой «маленькой проигрышной войне» — в Индокитае, окажется тут как нельзя кстати. А вот отношение к колониальной политике родной страны — в отличие от примкнувшего к команде молодого режиссера Алена Кавалье — и у Ко, и у Делона было совсем не либеральное.