Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСККультура

У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене».

Наташа Вираховская

Меня зовут Наталья Вираховская. Больше 25 лет я работаю в сфере образования и психологии, больше 15 лет занимаюсь актерской деятельностью. И вот уже 5 лет я куратор и руководитель клубных программ образовательного центра «Большая Перемена».

Куратор - это человек, который поддерживает студентов в решении их задач в образовании и развитии. Куратору очень важно искать способы работы, которые помогли бы установить доверительный контакт с ребятами, прорабатывать конфликтные ситуации, решать проблемы, помогать им идти вперед к своей цели получить образование, стать самостоятельными. В решении этих задач мне помогал многолетний опыт плейбэк-практика. Плейбэк-театр (название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» - «Мы играем ваши истории, возвращая их вам») - это место, где можно говорить, слушать, быть ближе и откровеннее. Это неклассический импровизационный театр. Здесь нет репертуара, режиссерского видения - это перфоманс, важную роль в котором играют зрители. Задача каждого перфоманса – отразить то, что происходит в жизни людей прямо сейчас. Мысли, ситуации, эмоции, истории, с которыми зрители пришли на спектакль, тут же проигрываются на сцене, давая человеку возможность увидеть свою жизнь, посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы субъективного восприятия, отделив себя от события или эмоции.

Вся наша жизнь соткана из мгновений. Эти маленькие короткие состояния очень важны, но, сливаясь с ними, мы не всегда понимаем их смысл. Проигрывая самые простые сюжеты, мы возвращаем их людям и помогаем увидеть их ценность. Обиды, страхи, невероятное счастье и просто чашка кофе по утрам – все это может обрести новый смысл через актерскую игру и искреннее желание понять важность каждого момента.

В плейбэке имеет значение открытость и глубокое понимание того, что вы имеете дело с чувствами, мировоззрением и душой другого человека. И это роднит его с деятельностью куратора и педагога. Вместе с коллегами мы обсуждали вопрос, решению каких проблем, задач в педагогической деятельности может способствовать плейбэк-театр, и отважились попробовать освоить метод плейбэк-театра в нашем коллективе. Мы регулярно собирались, играли, каждый раз обсуждая, делая выводы. Так в «Большой Перемене» появился свой плейбэк. На наших встречах мы разбираем трудные ситуации из нашей педагогической практики, разыгрываем кейсы, конфликтные ситуации, готовимся и играем перформансы, темы которых - отклик на интересы ребят: “Легко ли жить самостоятельно”, “Он и Она”, “Мои преодоления и победы”.

А через год, когда педагоги освоили этот инструмент и убедились в его эффективности, начала работу и студенческая плейбэк-студия, где педагоги и ребята совместно изучают этот метод познания себя и окружающего мира.

Мы рассказываем друг другу истории: от самых простых ситуаций, например, как прошло наше утро, до глубоких и сложных тем - успехов и поражений, страхов и радостей. А потом отыгрываем их для рассказчика словами, движением, жестами, мимикой и с чувствами, которые он передал нам в своем рассказе. Играя и меняясь ролями актера и рассказчика, нам проще быть честными друг с другом, проще открыться и подружиться, развить в себе привычку говорить. Для ребят это возможность исследовать и учиться понимать свое тело, его границы и потенциал. Обсуждение игры в конце репетиции помогает показать культуру и ценность освоения навыков обратной связи и рефлексии своего труда, как условий для обучения и образования. Каждая встреча нашей студии – это всегда трансформация. Новый взгляд, победа, снятие напряжения. Даже если человек просто отдохнул и посмеялся от души , это уже здорово. В реальной жизни мы стали чаще задвигать живое общение в дальний ящик: телевизор, подкасты, социальные сети – все это проще, но реальное общение дает нам совершенно иное качество жизни. Слыша и видя друг друга, стараясь встать на место человека, мы лучше понимаем себя, других и этот мир.

Плейбэк-театр для «Большой Перемены» - это инструмент доверия. Все наши ребята очень разные. Кто-то открыт и готов показывать свои чувства, кто-то замкнут и имеет трудности в коммуникации, у кого-то нет навыка делиться проблемами и запрашивать помощь. Условия, в которых они выросли, чаще всего просто не предусматривали такой возможности. А тут мы простым естественным образом, через игру, учимся рефлексировать, делиться эмоциями, не бояться говорить о том, что у тебя внутри, что ты чувствуешь, что тревожит или радует.

Студенты и преподаватели выступают на равных позициях: могут быть и рассказчиками, и слушателями. Возможность побыть в позициях Говорящего и Слушающего – жизненно важный опыт: говорящий хочет быть понятым, слушающий старается понять. Они все время направлены на то, чтобы говорить для другого и стараться понять другого.

Плейбэк дает нам возможность лучше видеть ребят и корректировать совместную работу. И ребята знакомятся с педагогами с другой стороны. Многие наши студенты удивляются, когда слушая истории педагогов узнают, что кто-то из них тоже может ошибаться, быть в растерянности, просить помощи. После сыгранной истории на наших занятиях студенты говорят «ну, если даже у Тараса Тимофеевича так было, значит, это нормально», «чувствовала радость, что Татьяна Алексеевна смогла, и удивление, что даже у Татьяны Алексеевны сначала не получалось!».

Еще одна ценность плейбэка - видеть своих сверстников, людей с похожими трудностями, похожим детством, отношением к социуму. Здесь, рассказывая и отыгрывая свои истории, они могут делиться проблемами, радостями, победами. Это дает мощную поддержку как рассказчику, так и слушателям. Сами ребята говорят, что занятия в студии помогают “услышать реальные истории и понимать ситуацию”, “видеть возможные решения проблем”, “быть открытыми не бояться людей”, “уверенными в себе”, “чувствовать чувства другого человека, т.к. тебе не все равно”, “понимать, что между людьми есть какая-то связь”, “освобождаться от сложных чувств”. Знакомясь с ребятами, узнавая каждого из них, я каждый раз поражаюсь их упорству, тому, как, несмотря на все трудности, они продолжают идти вперед, учиться, развиваться, становиться теми, кем они хотят быть! Мы работаем друг для друга. И я развиваюсь вместе с ними. Они научили меня настойчивости, постоянному движению вперед и очень внимательному отношению к своим словам, быть проще, быть понятной. Мы все с вами слышали фразы «никогда не сдавайся», «никогда не теряй надежды», «доверяй людям», но, когда я смотрю на наших ребят, эти фразы приобретают для меня реальную ценность. Благодаря историям, рассказанным на плейбэк-студии, я вижу, как меняются ребята. Это вдохновляет и дает ресурс, я понимаю, что все наши усилия были не зря!

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему вятичи ватные? Почему вятичи ватные?

Как полюбить историю и даже получать от неё удовольствие?

ПУСК
ПДД предложили включить в ЕГЭ. Зачем и когда это произойдет ПДД предложили включить в ЕГЭ. Зачем и когда это произойдет

Как может измениться школьная программа по изучению правил дорожного движения

РБК
«Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России «Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России

Как на российском телевидении складывался жанр интеллектуальной игры?

Правила жизни
NILETTO NILETTO

NILETTO о музыке, интервью и усталости

ЖАРА Magazine
Как быстро возбудить девушку: 12 способов (гид, который стоит держать под рукой) Как быстро возбудить девушку: 12 способов (гид, который стоит держать под рукой)

Не знаете, как быстро возбудить девушку до предела? Вы по адресу!

Playboy
Самцы живущих в суровом климате австралийских грызунов отрастили крупные семенники Самцы живущих в суровом климате австралийских грызунов отрастили крупные семенники

Как грызуны выигрывают конкуренцию во время короткого брачного сезона?

N+1
Тайники с добычей помогли кочевым муравьям эффективнее разорять колонии других видов муравьев Тайники с добычей помогли кочевым муравьям эффективнее разорять колонии других видов муравьев

Особенности охоты кочевых муравьев

N+1
Смерть онлайн: самые жуткие убийства российских блогеров Смерть онлайн: самые жуткие убийства российских блогеров

Ужасные смерти блогеров, которые нас потрясли

Cosmopolitan
Таша Карлюка: Океаны в трехлитровых банках Таша Карлюка: Океаны в трехлитровых банках

Отрывок из книги прозы Таши Карлюки: рассказы о любви

СНОБ
Почему космический полет Ричарда Брэнсона мог обернуться катастрофой Почему космический полет Ричарда Брэнсона мог обернуться катастрофой

Экипаж корабля Брэнсона через минуту после взлета получил сигнал об ошибке

GQ
10 правил для первого секса с новым партнером 10 правил для первого секса с новым партнером

Первый секс с новым любовником всегда волнителен

Psychologies
Онлайн vs офлайн: перестанем ли мы покупать в магазинах? Отвечает гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков Онлайн vs офлайн: перестанем ли мы покупать в магазинах? Отвечает гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков

Перестанем ли мы покупать в магазинах?

Esquire
Интенсивность глобального потепления связали с ослаблением циркуляции в Южном океане Интенсивность глобального потепления связали с ослаблением циркуляции в Южном океане

Вода вблизи Антарктиды стала менее эффективным поглотителем избыточного тепла

N+1
Как отличить настоящее вино от подделки Как отличить настоящее вино от подделки

Как не наткнуться на фейковое вино

GQ
Арт-проект размером с город: как устроен юбилейный Выкса-фестиваль Арт-проект размером с город: как устроен юбилейный Выкса-фестиваль

«Выкса | Арт-Овраг» стал, пожалуй, крупнейшим мультижанровым фестивалем

СНОБ
«Муж начал рыдать на моих родах, и мне пришлось его выгнать из палаты» «Муж начал рыдать на моих родах, и мне пришлось его выгнать из палаты»

Иногда успокаивать приходится вовсе не рожениц, а будущих отцов

Psychologies
Настоящие гиганты: 23 самых больших животных в мире (угадай, кто самый огромный) Настоящие гиганты: 23 самых больших животных в мире (угадай, кто самый огромный)

Список самых длинных и тяжелых обитателей суши и морей

Playboy
Непорочное зачатие: невеста, потерявшая жениха в день свадьбы, беременна Непорочное зачатие: невеста, потерявшая жениха в день свадьбы, беременна

Жених Кейт погиб в автокатастрофе в ночь перед свадьбой

Cosmopolitan
Повторяй за мной Повторяй за мной

Балетный сезон открывается постановками трех молодых хореографов

Vogue
Слишком свободная женщина Востока: как певица Liraz разозлила иранские спецслужбы Слишком свободная женщина Востока: как певица Liraz разозлила иранские спецслужбы

Как певица Liraz по-шпионски записала альбом с иранскими музыкантами

Forbes
Учимся работать с цветом в образе: 11 ярких сочетаний, которые стоит попробовать Учимся работать с цветом в образе: 11 ярких сочетаний, которые стоит попробовать

Грамотно подобранные цвета могут кардинально изменить образ

Cosmopolitan

Рассказ о брате-близнеце, который погиб во время терактов 11 сентября 2001 года

Esquire
Какие виды абьюза чаще используют женщины Какие виды абьюза чаще используют женщины

Абьюзивные тактики, к которым по разным причинам женщины прибегают чаще мужчин

Psychologies
Физик нашел новые магические числа для зарядов на сфере Физик нашел новые магические числа для зарядов на сфере

Физик рассмотрел задачу о расположении точечных зарядов на поверхности сферы

N+1
SEO простыми словами. Основы поисковой оптимизации для предпринимателей SEO простыми словами. Основы поисковой оптимизации для предпринимателей

Как разобраться в терминологии и основных механиках SEO

Inc.
С кого был списан образ Джеймса Гандольфини в «Клане Сопрано» С кого был списан образ Джеймса Гандольфини в «Клане Сопрано»

Прообразом семьи Сопрано стал итальянский клан Декавальканте

GQ
Есть работа — есть город Есть работа — есть город

Не стоит фетишизировать цифру целевой численности новых городов

Эксперт
Замедляет электросамокаты, если водитель мешает пешеходам: сервис Link пытается изменить «дурную репутацию» кикшерингов Замедляет электросамокаты, если водитель мешает пешеходам: сервис Link пытается изменить «дурную репутацию» кикшерингов

Зачем компания Link внедрила в электросамокаты ИИ-систему

VC.RU
«Лучше точно не будет». Как мы искали машину без наценок и не нашли «Лучше точно не будет». Как мы искали машину без наценок и не нашли

Что происходит с ценами на новые машины и когда все это закончится?

РБК
Женщина чуть не сгорела заживо, спасая своих детей из огня Женщина чуть не сгорела заживо, спасая своих детей из огня

Женщина мужественно вошла в огонь, спасая своих детей

Cosmopolitan
Открыть в приложении