Как не сойти с ума в водовороте хаоса? Меняться
Ощущение перемен и связанных с ними социокультурных потрясений настолько вечно и постоянно, что его сопровождает корпус пословиц, поговорок и устойчивых выражений (см. «выход из зоны комфорта», «не дай вам бог жить в эпоху перемен» и так далее). Зона комфорта, правда, давно приватизирована инфоцыганами и голозадыми инстаграм-философинями, а упомянутую выше китайскую поговорку придумали в тридцатые годы прошлого века английские журналисты: две наиболее близкие к ней китайские присказки переводятся как «меняющийся мир рождает героев» и, внимание, «лучше быть собакой в спокойные годы, чем человеком во время хаоса». Как можно заметить, эти два высказывания несколько противоположны по смыслу.
Нет ничего более постоянного, чем перемены. Иногда они происходят сразу со всеми и заметны невооруженным глазом (см. «пандемия»), иногда сконцентрированы внутри нас (см. «кризис среднего возраста»), иногда накладываются друг на друга во всех мыслимых форматах, как это случилось со многими из нас в последние полтора года. Семантически это всегда перемены к худшему — или в крайнем случае к неизвестному (то есть в представлении любого нормального человека все равно к худшему); ни одной поговорки про перемены к лучшему никто еще не придумал — если не считать таковой «не жили хорошо, не надо и начинать». Мы пришли к молчаливому соглашению называть переменами кризисы и жить в режиме постоянного кризис-менеджмента — разумеется, с подобным не справится ни одна даже самая крепкая психика. Даже периоды стабильности в своей жизни мы стали воспринимать с подозрением: очевидно ведь, что это затишье перед вот-вот накроющим нас цунами! Разумеется, из‑за цикличности почти всего в мире это цунами нас все равно рано или поздно накроет — как правило, в ту секунду, когда мы наконец позволим себе расслабиться и поверить в то, что черная полоса окончательно завершилась.
О механизмах перемен-кризисов написано немало научной, научно-популярной и незаслуженно популярной литературы. На объяснении таких вещей сделал карьеру публицист Нассим Николас Талеб со своими «черными лебедями» и «антихрупкостью»; на предсказании — публицист Ной Харари; даже автор комиксов Грант Моррисон в своей не имеющей отношения к делу книге «Супербоги» не удержался от пересказа так называемой гипотезы Сехмет. Согласно ей раз в несколько лет культурные парадигмы по неизвестным причинам меняются на прямо противоположные по смыслу: вместо комедий в прокате начинают лидировать фильмы ужасов, поп-музыка тяжелеет и ускоряется, а цветочки и теплые тона в моде сменяются цепями и камуфляжем. Здесь можно, конечно, фыркнуть и отмахнуться, но вспомните камуфляжное худи, которое долго пылилось в вашем шкафу, а потом вдруг внезапно стало фигурантом фэшн-разворотов этого журнала. А потом посчитайте, сколько за последние месяцы вышло фильмов про войну, а сколько — комедий. Все это, безусловно, мелочи в сравнении с глобальными экономическими, политическими и социальными