«Ты что тут делаешь, девочка?»: как женщины строят карьеру в «мужских» профессиях
До 1 января 2021 года в России существал официальный список из 456 видов работ, запрещенных для женщин, который был принят еще в 1974 году. После вступления в силу нового приказа Министерства труда и социальной защиты таких специальностей осталось «всего» 100. Однако женщины до сих испытывают большие сложности в тех профессиях, которые традиционно считаются «мужскими», даже если их не запрещает законодательство. О том, как можно сломать эти стереотипы, они рассказали главному редактору Forbes Woman Юлии Варшавской.
9 июля в рамках дискуссионной программы проекта«Кинокэмп», организованного онлайн-платформой more.tv и КАРО.Арт, прошел паблик-ток, посвященный тому, как женщины строят карьеру и добиваются успеха в стереотипно «мужских» профессиях. Разговор был приурочен к показу сериала «Домашнее поле» про первую женщину-тренера футбольной мужской команды. В нем приняли участие:
Анастасия Пустовойтова, футбольный арбитр, первая россиянка, ставшая судьей ФИФА
Евгения Абдель-Фаттах, кинооператор («Елки», «Трудности выживания», «Молоко»)
Маргарита Сапунова, пилот Boeing, командир воздушного судна S7 Airlines
Мария Исаева, руководитель проектов массового футбола Департамента женского футбола РФС, капитан команды GirlPower_FC
Модератор — Юлия Варшавская, главный редактор Forbes Woman и Forbes Life
Forbes Woman публикует главные тезисы дискуссии.
Пусть к профессии
Евгения Абдель-Фаттах: Мой отец был композитором, и как-то я пришла на съемку его музыкального клипа, где ассистентом оператора была девушка. Мне совсем не показалось это странным, и я решила, что хотела бы пойти учиться на режиссера-оператора. Оказалось, что такой профессии не существует, но папа сказал, что можно начать с операторского мастерства.
Я не собиралась никому ничего доказывать, а просто хотела заниматься любимым делом. С тем, что оператор — это мужская профессия, я столкнулась, уже поступая в институт. Педагоги говорили, что я просто не смогу сама носить камеру. Спустя много лет я поняла, что, скорее всего, у старшего поколения эти вопросы возникали неспроста, потому что раньше техника действительно была очень тяжелая. Среди операторов всегда было большинство мужчин, и им было странно, что девушки хотят этим заниматься.
У моего мастера Вадима Юсова было самое большое количество девушек на курсе. Он говорил: «Мы не имеем права не взять девушку, потому что иногда она снимает лучше, чем мальчики. Почему нет?». Может быть, мне просто повезло больше, чем старшему поколению. Сейчас вес камеры совсем не мешает девушкам быть операторами.
Маргарита Сапунова: В детстве я мечтала быть космонавтом, но потом решила, что хочу летать на самолете. Сперва мне сказали, что девушек-пилотов вообще не бывает. Я уже было решила попробовать что-то другое, но случайно узнала, что девушки все-таки учатся. Когда я поставила цель, я уже не видела преград, даже когда при поступлении и потом еще три года в летном училище мне говорили: «Ты что тут делаешь, девочка?». Из нашего курса в 450 человек девушек было всего трое.
Год перед летным училищем я работала бортпроводником. Пока я ждала результат экзамена, наш командир, такой взрослый дяденька, сказал: «Рита, ты свой пацан, мы тебя ждем, у тебя все получится». Я вспоминала эти слова все три года учебы, мне была очень важна мужская поддержка. Когда я стала летать, мы отправились в один рейс и ему сказала, что мне была очень важна его поддержка. А он мне ответил: «Да ладно, я тогда посмеялся. Что я должен был еще сказать?». На мгновение я расстроилась, а потом подумала — неважно. Три года эти слова мне помогали. Я услышала то, что я хотела услышать.
Я думаю, что сильными люди становятся не от прекрасной жизни. Папе я не сказала, что я поехала поступать, потом уже приехала домой и сообщила, что сдала экзамен и жду результат. Папа ответил: «Поступила — классно, не поступила — еще лучше».
При первом трудоустройстве со мной не очень хотели разговаривать. Но такие трудности были только в начале пути, затем я, наоборот, чувствовала только поддержку со стороны мужчин.