Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ирина Мирошниченко: "Сейчас я понимаю — это было большое счастье!"

"Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов. Пять длинных корсетных платьев. Однажды я упала в обморок. Может быть, корсет слишком затянули, талия была осиная. Я не выдержала и упала. Ничего", — рассказывает Народная артистка Ирина Мирошниченко.

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Екатерина Цветкова

Ирина Петровна, на обложке журнала, в котором впервые выйдет интервью с вами, вы стоите на балконе кафе «Пушкинъ», на Тверском бульваре. Этот выбор не случаен?..

— Я из центра Москвы. Тверской бульвар, дом 12, квартира 6. С одной стороны — памятник Тимирязеву, на Никитских Воротах, с другой — памятник Пушкину, он раньше стоял здесь, на этом бульваре. В детстве, естественно, с папой и с мамой гуляли от Тимирязева к Пушкину, от Пушкина к Тимирязеву. Тогда я и не думала, что через какое-то время я буду стоять на этом балконе (да он и не предполагался!). И тем более не знала, что когда-нибудь сыграю на сцене Московского художественного театра, в спектакле «Последние дни» Михаила Булгакова, в постановке Виктора Яковлевича Станицына. И тем более что я буду Натали Пушкина!!! А мою сестру сыграет как дебют сама Светлана Крючкова! Надо сказать для тех, кто не знает эту пьесу, там на сцене нет Пушкина, его проносят раненым и уносят в кабинет, практически его никто не видит. Рядом находится его жена, испуганная, все близкие... Пушкин не пускал в кабинет никого, тем более Натали. Потому что не хотел, чтобы она видела его страшные мучения, в которых он умирал. В финале пьесы есть монолог, где Натали как будто сходит с ума около этой двери, в которую ее так и не пускают увидеть и проститься со своим мужем.

Ирина Мирошниченко в роли Натали Пушкиной. Со Светланой Крючковой в спектакле МХАТа «Последние дни», 1974 год. Фото: Игорь Александров/Музей МХАТ

Мы сыграли эту премьеру в Москве и поехали в Ленинград, на гастроли, где должны были играть в знаменитом Александринском театре. У меня было несколько спектаклей, но Натали Пушкина была для меня в этот момент премьерная, и очень знаковая для города, куда мы приехали. И я первое, что захотела сделать — это пойти в музей Александра Сергеевича Пушкина на Мойку, в его квартиру, в его дом. Более того, возникла такая возможность договориться, чтобы меня пустили туда одну, вечером, когда музей будет уже закрыт. Это была совершенно уникальная, неповторимая ситуация: ощутить, почувствовать, побыть в атмосфере этого дома, этого кабинета, этой двери, этой притолоки, у которой когда-то стояла моя героиня... Зажгли свечи, я тихонько села в кресло ПУШКИНА и робко начала пробовать говорить и играть булгаковские монологи. И в этот момент, простите, мне кажется, я поняла, как их надо играть!!! Незабываемая ночь! Ночь сочетания фантазии, истории, реальности и неповторимых эмоций.

Премьера в Ленинграде прошла с огромным успехом, и мы вернулись в Москву... Лика, спасибо за эту фотографию и за возможность вспомнить и ощутить заново одну из ярчайших Историй моей жизни.

Ирина Мирошниченко с мамой Екатериной Антоновной. Фото: из архива И. Мирошниченко

— Ирина Петровна, раз мы затронули тему Москвы, и что она для вас значит, у вас даже песня есть...

— ...«Коренная москвичка», да! Автор, Андрей Никольский, написал ее специально для меня, и для себя, потому что он тоже коренной москвич! И, конечно же, на праздниках города я много-много раз выступала с этой песней по всей Москве, от площадей, парков, концертных залов до улиц и дворов. Но для меня самое яркое выступление — на Тверской, около памятника Юрию Долгорукому, где всегда стояла огромная сцена, где всегда было невероятно почетно выступать! И я имела счастье это делать именно там много раз.

Я люблю Москву, люблю центр, его историю, и Истории. Все, что связано с началом моей жизни, с моей семьей, которая тоже здесь прожила всю свою жизнь. И в момент, когда стоишь на этой высокой сцене, поешь «Коренную москвичку», музыка летит, как мне кажется, до самого моего дома и двора. Перед глазами лица моих родителей, брата. Тут же вспоминаю, как я бежала в школу, перелезая через забор проходного двора, боясь, что за мной побежит сторожевая овчарка этой стройки и стянет меня с этого забора, потому что там было запрещено ходить. Но все равно мы все с портфелями перелезали через этот забор для того, чтобы скорее прибежать в школу, которая находилась, и до сих пор находится, рядом с МХАТом, на Тверском бульваре!

Так что для меня коренная москвичка — это невероятная ценность, как понятие, как смысл и как История, которой я очень горжусь.

Кадр из фильма «Миссия в Кабуле», 1970 год. Фото: Legion Media/кадр из фильма «Миссия в Кабуле». «Ленфильм»

— Ирина Петровна, я сегодня посмотрела вашу раннюю театральную биографию. Вы пришли во МХАТ в 1965 году, когда еще много старейшин работало там: Тарасова, Степанова, Андровская, Прудкин, Грибов, Яншин, Массальский, Ливанов, Станицын... И сразу — серьезные роли! Приглашают молоденькую девушку... Как вы нашли ключ? Ведь это очень сложные были люди, как у вас с ними так сложилось?

(Засмеялась.) Я никакого ключа не искала, простите. Я достаточно хорошо училась. Одним из моих педагогов в Школе-студии МХАТ был Владимир Николаевич Богомолов, а он в это время являлся членом Художественной коллегии, которая руководила всем театром. Это — Кедров, Станицын, Ливанов и Богомолов. И уже на последнем курсе обучения Владимир Николаевич предложил мне главную женскую роль в своем спектакле «Иду на грозу». Я студенткой репетировала с профессиональными актерами. Сейчас это нормальная практика. А тогда это была редкость! И в результате меня не взяли на эту главную роль. Я была еще слишком «сырая». И, вероятно, рядом с сильными профессионалами проигрывала. Но все равно буквально сразу же по окончании курса я была принята в труппу Московского художественного театра. Это такое счастье! Теперь я это понимаю.

— Ирина Петровна, я тоже за вас очень рада. А какая ваша первая роль во МХАТе была?

— О! С этим у меня связана очень смешная и трогательная история. Однажды... я прибежала в театр, опаздывая, как всегда. На мне было новое красивое платье, которое мой муж, драматург Михаил Шатров, привез только что из Италии. И к нему самый модный золотой железный пояс, который состоял из круглых больших колец, цеплявшихся за одно кольцо. А вся остальная часть пояса висела вдоль платья. И вот поднимаюсь я по нашей знаменитой лестнице по ступенькам и вдруг вижу, стоят напротив портретного фойе Борис Николаевич Ливанов с Леней Губановым, о чем-то беседуют, я, пробегая мимо: «Здравствуйте!» Поклонилась и побежала дальше, вперед, по следующей лестнице наверх, громыхая своим поясом.

И вдруг сзади слышу хохот и громогласный голос Ливанова: «Кто это?» Губанов отвечает: «Это молодая актриса, Ирина Мирошниченко». — «А она что, с цепи сорвалась?» И они засмеялись в два голоса. Меня же ветром сдуло!

На следующий день звонок из репертуарной конторы, и вдруг мне предлагают прийти на репетицию спектакля «Тяжкое обвинение», который ставит Борис Николаевич Ливанов. И он дал попробовать мне два листочка текста, маленький эпизод учительницы Белобородовой. Я тихонько и робко начала это читать. И с этой минуты Борис Николаевич Ливанов стал моим Учителем, мастером. Он стал показывать, КАК это надо делать, объяснять, что я делаю плохо, неверно. Что я не умею. И что он хотел увидеть в этой роли, в этих двух листочках текста, которые я держала в руках. Я видела, понимала и чувствовала, что мне необходимо этому научиться так, как Он это делает, и мне стало безумно интересно с ним работать. Эта крошечная роль в спектакле, где было занято очень много народных артистов Советского Союза, выдающихся мастеров Художественного театра, стала моим началом.

Фото: Арсен Меметов

Уже после этого у меня возник спектакль «Будни и праздники», а потом вдруг решили вводить новый состав актеров в легендарный спектакль Немировича-Данченко «Три сестры». Ввод осуществлял профессор, выдающийся деятель культуры Иосиф Моисеевич Раевский, и он предложил мне одну из сестер. Старшую. Ольгу. И начались новые репетиции, незабываемые. Встреча с Чеховым, великой пьесой, великим спектаклем, который шел на сцене МХТ много-много лет, и я имела счастье в нем много-много лет играть. Сначала старшую сестру Ольгу, позже среднюю сестру Машу. (Улыбнулась.) Не успела только дойти до младшей Ирины. С этим спектаклем мы объездили много стран и городов. И всегда с невероятным успехом, потому что это была выдающаяся постановка и в ней заняты были потрясающие актеры. И это тоже незабываемая История.

А параллельно с этим уже началась своя жизнь и своя История в кино. Сначала маленькие роли — «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублев», «Николай Бауман», «Ошибка резидента»... Совсем скоро Андрей Кончаловский пригласит меня и утвердит на роль Елены Андреевны в своем выдающемся фильме «Дядя Ваня»... И так полетела жизнь...

С Иннокентием Смоктуновским в фильме «Дядя Ваня», 1970 год. Фото: Мосфильм-инфо/кадр из фильма «Дядя Ваня»

— В 1970 году в театре заканчивается коллегиальное управление. На пост главного режиссера приходит Олег Ефремов. Совсем другой человек, совсем другой стиль... И снова вы получаете роль, в одной из первых его постановок.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение» Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историй
Голая правда: путь к себе через нудистский пляж Голая правда: путь к себе через нудистский пляж

Как наша телесная обнаженность влияет на наше самоощущение?

Psychologies
Инга Скороходова: Инга Скороходова:

О дружбе писателя Глеба Скороходова с известными людьми рассказывает его сестра

Караван историй
Восточные сказки, или Кто оставляет самые щедрые чаевые в отелях Восточные сказки, или Кто оставляет самые щедрые чаевые в отелях

Как шейх одной из стран Персидского залива всполошил весь Петербург

Правила жизни
Виктория Синицина и Никита Кацалапов: Виктория Синицина и Никита Кацалапов:

Иногда мы даем волю нервам

Коллекция. Караван историй
Трейлеры для путешествий, которые круче твоей квартиры Трейлеры для путешествий, которые круче твоей квартиры

Спору нет, жилой трейлер — штука в меру бессмысленная. Но совершенно шикарная

Maxim
Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков

Большое интервью с создательницей «Марафона желаний» Еленой Блиновской

Коллекция. Караван историй
Краткая история наготы Краткая история наготы

Как менялось отношение человечества к обнаженному телу

Правила жизни
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
«Не пройти мимо того, кому нужна помощь». Колонка Филиппа Авдеева о добре «Не пройти мимо того, кому нужна помощь». Колонка Филиппа Авдеева о добре

Что такое добро и почему так важно замечать мелочи в себе и друг друге

РБК
Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет» Юлия Такшина: «С возрастом понимаешь — никакой катастрофы от того, что рядом с тобой нет надежного плеча, не произойдет»

Юлии Такшиной удается быть востребованной актрисой и воспитывать двоих сыновей

Караван историй
Близкий пропал без вести: как справиться с болью и неизвестностью Близкий пропал без вести: как справиться с болью и неизвестностью

Как помочь себе, если ваш близкий пропал?

Psychologies
Марина Федункив: В 50 все только начинается! Марина Федункив: В 50 все только начинается!

Путь Марины Федункив – иллюстрация к тому, что всем нам некуда торопиться

Добрые советы
Николай Цискаридзе: «После балета для меня любая профессия очень простая» Николай Цискаридзе: «После балета для меня любая профессия очень простая»

Он называет себя гением

Лиза
Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение» Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение»

О Римме Марковой рассказывают ее дочь Татьяна Никитина и друг — Сергей Касьянов

Караван историй
Почему у Юпитера нет таких же колец, как у Сатурна? Или мы их просто не видим? Почему у Юпитера нет таких же колец, как у Сатурна? Или мы их просто не видим?

Почему у Юпитера нет великолепной обширной системы видимых колец?

ТехИнсайдер
Будущее где-то рядом с Эр-Риядом Будущее где-то рядом с Эр-Риядом

Сможет ли Саудовская Аравия превратиться в ведущую мировую державу?

Эксперт
Как общаться с прорабом и строителями, чтобы тебя не обманули: 4 совета от опытного дизайнера Как общаться с прорабом и строителями, чтобы тебя не обманули: 4 совета от опытного дизайнера

О чем важно сразу договориться с ремонтной бригадой и как проверять этапы работ

Maxim
Татарская лапша Татарская лапша

Любовь к национальной гастрономии — наше семейное дело

Bones
Лучшие книги для детей: приключения, волшебство и истории о первой любви Лучшие книги для детей: приключения, волшебство и истории о первой любви

Представляем книги для детей, читать которые сплошное удовольствие

VOICE
Укачивание Укачивание

Как побороть укачивание?

Здоровье
Чем русский борщ отличается от украинского Чем русский борщ отличается от украинского

Историки и рестораторы ответили на застарелый и наболевший вопрос

Maxim
Письма счастья: правила SMS-переписки, которая заинтригует мужчину Письма счастья: правила SMS-переписки, которая заинтригует мужчину

Какие сообщения помогут зацепить парня навсегда?

VOICE
Больше знаешь — меньше спишь: 50 фактов о сексе Больше знаешь — меньше спишь: 50 фактов о сексе

Если ты думаешь, что давно уже гуру в сексе, то эта статья точно для тебя

VOICE
Александра Маринина: «История движется поступками людей, а люди, как известно, не меняются» Александра Маринина: «История движется поступками людей, а люди, как известно, не меняются»

История – это тоже своего рода детектив

Лиза
Запах паразитического грибка заставил самцов мух спариваться с мертвыми самками Запах паразитического грибка заставил самцов мух спариваться с мертвыми самками

Грибок Entomophthora muscae заражает самцов комнатных мух

N+1
Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия» Инга Девяткина: «Хороший человек — это профессия»

До руководителя в «Dr. Живаго» я прошла долгий путь от хостес до администратора

Bones
3 принципа от профессора MIT, которые помогут добиться успеха 3 принципа от профессора MIT, которые помогут добиться успеха

От навыка коммуникации зависит успех в жизни

Inc.
Путеводитель по Ясной поляне Путеводитель по Ясной поляне

Знакомьтесь с бытом, привычками и увлечениями Льва Толстого

Культура.РФ
Без гаремов и Серканов Болатов: 9 новых турецких сериалов, которые стоит посмотреть Без гаремов и Серканов Болатов: 9 новых турецких сериалов, которые стоит посмотреть

Теперь турецкие сериалы научились говорить о реальных проблемах общества

Правила жизни
Открыть в приложении