Ту-104 против De Havilland Comet: чем похожи судьбы двух первых реактивных авиалайнеров
Конструкторы советской и британской машины во многом пошли схожими путями, не имея опыта создания гражданских реактивных самолетов. Но пришли к совершенно разным результатам.
«Комета» была первой. Авиаконструкторы de Havilland начали работать над ней в 1946 году, а уже в 1949-м авиалайнер совершил свой первый полет, а 3 годами позже начал выполнять рейсы между Великобританией и ЮАР.
ОКБ Туполев начало работу над советским первенцем лишь в 1950-м. Сначала неофициально, как перспективный мирный вариант разрабатываемого бомбардировщика Ту-16. Лишь в 1954-м правительство выдало КБ официальное задание. Поскольку чертежи к этому времени были готовы, самолет приготовили к первому полету быстро: в 1955-м он совершил первый полет, а уже в 1956-м Никита Хрущев совершил на нем памятный визит в Лондон.
К тому времени полеты Comet временно прекратились из-за выявившихся проблем с прочностью фюзеляжа, из-за которых одна за другой произошли три катастрофы. В то время, пока британцы работали над исправлением ошибок, Ту-104 оставался единственным реактивным самолетом мира вплоть до 1958 года, когда Boeing представил свою модель 707.
Вот почему наш самолет часто называют первым реактивным авиалайнером мира.
Похожий, но не копия
Внешне два авиалайнера похожи из-за одинаковой аэродинамической схемы с двигателями в корневой части крыла. Вряд ли советские конструкторы «списали» это решение с зарубежной машины – скорее, это было общее модное веяние на заре реактивной авиации.