Страхи и перфекционизм: что заставляет нас прокрастинировать и как с этим бороться
Для того, чтобы перестать прокрастинировать, надо перестать ждать вдохновения и мотивации и начать действовать — вдохновение придет потом, утверждает профессор психиатрии из Стэнфорда Дэвид Бернс. Рассказываем, почему причина прокрастинации, как правило, вовсе не лень, а нереалистичные стандарты, которые мы сами для себя устанавливаем
Дэвид Бернс — один из ведущих психиатров Америки, почетный адъюнкт-профессор факультета психиатрии и поведенческих наук при Медицинской школе Стэнфордского университета и автор нескольких бестселлеров по психологии, таких как «Терапия настроения» и «Терапия беспокойства». Он также придумал и запатентовал собственную шкалу для диагностики и оценки депрессии Burns Depression Checklist. Бернс является одним из основоположников когнитивной терапии и в своих книгах рассказывает о том, как, пользуясь ее принципами, избавиться от депрессии и тревоги и повысить самооценку.
В книге «Хорошее настроение. Руководство по борьбе с депрессией и тревожностью» (выходит в декабре в издательстве «Альпина Паблишер») Бернс предлагает конкретные техники и упражнения для решения самых разных задач — от борьбы с депрессией и фобиями до укрепления отношений и победы над прокрастинацией. Forbes публикует отрывок.
«Иногда для того, чтобы поднять жизненный тонус, достаточно просто стать более активным. Однако при тревожности или депрессии многие люди страдают прокрастинацией, потому что буквально парализованы из-за своего состояния. Некоторые из причин прокрастинации — внутренние, связанные с вашими собственными мыслями и установками, а в основе других — ваши отношения с людьми. Различные категории могут пересекаться друг с другом, поэтому не удивляйтесь, если узнаете себя в нескольких из них».
Телега впереди лошади
«Что, по-вашему, идет сначала — мотивация или продуктивное действие? Если вы ответили, что мотивация, не огорчайтесь. Так думают многие прокрастинаторы. Это хороший вариант, но неправильный.
Прокрастинаторы говорят себе: «Что-то мне не хочется. Подожду, пока придет настроение». Беда в том, что, если ждать, пока «придет настроение», можно просидеть сложа руки целую вечность. Вы действительно считаете, что может прийти настроение поухаживать за газоном, вынести хлам из гаража или разобраться со счетами? Это скучные и неприятные дела, о каком «настроении» может идти речь?
Люди, добившиеся больших успехов, подтвердят: не мотивация первична, а продуктивное действие. Чтобы завести мотор, нужно повернуть ключ. Как только вы приступите к какой- нибудь задаче («хочется» вам этого или «не хочется»), это подстегнет вас выполнить и другие.
Когда я готовлюсь к лекции или семинару, то нередко замечаю: чем ближе мероприятие, тем мне страшнее. «Лучше бы я в это не ввязывался», — думается мне. Накануне меня парализует страх, хочется заболеть, чтобы отменить мероприятие под благовидным предлогом. Мне же совершенно нечего сказать! Ужасает сама мысль, что я буду стоять перед сотней психологов и психиатров, о чем-то вещая на протяжении нескольких часов.
Но, как только я начинаю говорить, ощущения меняются. Я замечаю добрые улыбки, открытые лица. Кажется, многим и правда интересно то, что я говорю. Когда мне начинают задавать вопросы, мой энтузиазм возрастает. Под конец я ужасно устаю, но мне не терпится провести следующее мероприятие.
Тот же принцип применим к любому делу, которое вы откладываете. Как только вы к нему приступите, оно, скорее всего, покажется куда менее ужасным, чем вы себе представляли, и вам захочется успешно его завершить.
Идея проста: чем больше вы делаете, тем больше вам хочется еще, но начать нужно с того, чтобы сделать хоть что-то».
Модель мастерства
«Люди, склонные к прокрастинации, часто имеют несколько нереалистичное представление о том, как устроены продуктивные люди. Возможно, вы считаете, что успешные люди всегда чувствуют себя уверенно и легко достигают своих целей, не испытывая разочарований, не мучаясь сомнениями и не сталкиваясь с неудачами. Это «модель мастерства» — вам кажется, что все на свете должно быть по-вашему, но так не бывает. Достижение целей — всегда стресс. Как правило, на этом пути, сопряженном с многочисленными препятствиями, случаются и ошибки, и провалы. Если вам кажется, что жизнь обязана быть легкой и что другим не приходится страдать, то, столкнувшись с трудностями, вы можете решить, будто с вами что-то «не так», и сдаться. Ваш порог толерантности к фрустрации будет настолько низким, что любое разочарование станет невыносимым.