Приключения итальянки в России, и зачем в центре Москвы растет лес
Прошлогоднее сообщение о том, что предприниматель, коллекционер и меценат Леонид Михельсон решил преобразовать территорию бывшей московской гидроэлектростанции в крупнейшее культурное пространство, я, конечно, не пропустил. Но о том, что мне выпадет честь (иначе не скажешь, потому что до меня здесь побывали только два экскурсанта – Сергей Собянин и Леонид Парфенов) своими глазами увидеть, что происходит на самой заметной стройплощадке Москвы, я и не мечтал. И уж тем более не предполагал, что моим гидом станет удивительная Тереза Иароччи Мавика!
Эту женщину, давно попавшую в число влиятельнейших персон арт-мира, еще называют (с восхищением и полушепотом, разумеется) серым кардиналом современного российского искусства – исключительно за то, что кроме нее так работать никто не умеет. Еще в университете в Неаполе Тереза Мавика начала изучать русский – хотела читать в подлиннике свою любимую Анну Ахматову, и очень символично, что с конца 80-х синьора стала жить в Москве. На одной из венецианских биеннале она познакомилась с Леонидом Михельсоном. «Меня ужасно раздражало, что Леониду все время звонили и отвлекали, и я, разумеется, не могла скрыть недовольство, ведь мы смотрели искусство, а это для меня важнее многих телефонных разговоров. И о российском павильоне (я ведь тогда