Как найти подход к регулированию платформенной занятости?

ForbesБизнес

Социальный конструктор: как регулировать платформенную экономику

Ярослав Кузьминов

Фото Getty Images

России предстоит уже в ближайшее время найти свой подход к регулированию платформенной занятости, включая и распространение на этот сектор системы социальных гарантий. Однако, как рассказывает в колонке для Forbes научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, из-за низкой готовности самозанятых к уплате налогов и страховых взносов сверх минимального уровня, действовать стоит поэтапно.

Цифровые платформы совершили революцию — они создали огромный рынок, где практически каждый работник может найти клиента на своих условиях — и где клиент в свою очередь может найти то, что его устроит из очень широкого круга предложений. Рынок самозанятых стал совсем другим.

Уже во II квартале 2022 года доля платформенной экономики в структуре ВВП России составляла более 1,5% ВВП и в том же году, по данным НИУ ВШЭ, общая численность занятых в этом секторе составляла около 15,5 млн человек — это если учитывать всех, и тех, для кого это была основная занятость (1,7 млн человек) и тех, кто использовал платформы для эпизодических или регулярных подработок. По данным Росстата за III квартал 2023 года, на регулярной основе 2,5 млн человек — то есть уже 3,4% всех занятых в стране — получали заказы через платформы.

От себя и на себя

Каждое поколение приходит в экономику со своими особенностями трудового поведения. В последние 25 лет развитие — семимильными шагами — культуры, искусства, образования привело к складыванию новых потребностей человека уже и в трудовой сфере. Свобода распоряжения собой, в том числе на работе, стала для многих важной ценностью наряду с уровнем вознаграждения — это с одной стороны. С другой — такая форма занятости иногда позволяет существенно повысить заработок. Это означает, что медианному работнику теперь важно, как минимум, самостоятельно планировать свое рабочее время, как максимум — самому задавать характеристики своего труда, его интенсивность, в том числе потому, что это позволяет получить дополнительный доход.

Здесь мы не говорим о собственно творческих профессиях — труд профессора или дизайнера может регулироваться стандартным трудовым договором, но быть свободным по самому своему содержанию.

Работа «от себя и на себя» была распространена и раньше — 100 лет назад в России это называлось «кустарь-одиночка». Однако есть огромная разница между сегодняшними и тогдашними самозанятыми. Сегодня это во многом дополнительная занятость, дополнительный заработок. Люди стремятся увеличить свой доход — как правило, чтобы преодолеть временный разрыв между потребностями и основным доходом. Типичные ситуации: молодая семья, где только родился ребенок и жена временно не работает, необходимость собрать средства на крупную покупку или на отпуск, подработка во время первого этапа профессиональной карьеры, когда работник получает небольшую зарплату. Другая, причем наиболее активно растущая группа самозанятых — это, по-прежнему профессионалы, целиком посвятившие себя своему делу и получающие от него основной доход.

Чем был рынок самозанятых до появления платформ? Если оставить в стороне высоких профессионалов, предложение уникального творческого труда, то «радиус возможностей» каждого — от слесаря до тренера — ограничивался сарафанным радио. Работники оставались привязанными к местным клиентам и их кругу общения. Другая часть — «прикреплялась» к какому-то якорному клиенту. Это, с одной стороны, мешало самозанятому работнику при необходимости быстро увеличить свой доход или, наоборот, сократить рабочее время, с другой — ограничивало мотивацию к повышению качества работы.

Таким образом, платформы сформировали значительное социальное благо, сопоставимое с расширением доступного рынка на порядок или даже на два порядка. Получатели этого блага — не только вовлекаемые работники, но буквально все граждане и предприятия. Это значительный эффект масштаба для тех, у кого есть желание подработать или необходимость работать на себя, не имея при этом стартового капитала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Кукушка»: боди-хоррор о репродуктивном насилии на альпийском курорте «Кукушка»: боди-хоррор о репродуктивном насилии на альпийском курорте

Как действительно жуткий фильм осмысляет проблему репродуктивного насилия

Forbes
Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

Когда просо начали культивировать на территории современной Центральной Германии

N+1
Промоутер Илья Бортнюк: Мне нравятся фестивали, которые вписаны в городскую среду Промоутер Илья Бортнюк: Мне нравятся фестивали, которые вписаны в городскую среду

Промоутер Илья Бортнюк — о музыке в 1990-е и Михаиле Шуфутинском

СНОБ
Обмен дарами Обмен дарами

Почему мы нуждаемся друг в друге и как закрепить значимые для нас связи?

Psychologies
Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время Бильярд на гробах и желто-синие бездны. Как Ван Гог опередил свое время

Была ли история успеха Ван Гога случайностью и как он смог добиться признания?

СНОБ
На приеме у античных врачей На приеме у античных врачей

Чем болели и как лечили в античной Греции и Древнем Риме?

Знание – сила
Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны» Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны»

Задача изучения дальнего космоса людьми сегодня по-прежнему актуальна

Монокль
Зачем смартфонам камеры с высоким разрешением Зачем смартфонам камеры с высоким разрешением

Есть ли смысл в камерофонах?

ТехИнсайдер
Как алкоголь влияет на человека: краткосрочные и долгосрочные последствия Как алкоголь влияет на человека: краткосрочные и долгосрочные последствия

Алкоголь: так ли безобиден этот социально-приемлемый наркотик?

Psychologies
Любите литературу? Вот что нужно знать, чтобы улучшить свои навыки писателя! Любите литературу? Вот что нужно знать, чтобы улучшить свои навыки писателя!

Что нужно знать будущим писателям о языке письма?

ТехИнсайдер
Елена Шубина — Forbes: «Издательская смелость — остаться свободным человеком» Елена Шубина — Forbes: «Издательская смелость — остаться свободным человеком»

Почему Елену Шубину называют «тренером российской сборной по литературе»

Forbes
7 правил контроля над эмоциями в конфликте 7 правил контроля над эмоциями в конфликте

Как научиться управлять чувствами, если назревает ссора?

Psychologies
Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой» Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой»

Захлебываясь слезами, позвонила маме: «Все кончено, я проиграла»

Коллекция. Караван историй
Как выбрать паяльник — советы для новичков Как выбрать паяльник — советы для новичков

Паяльника: как выбрать хорошую модель и познакомим с нюансами оснащения

CHIP
Наследник, бунтарь, вымышленный друг: лучшие роли Кирана Калкина (в порядке убывания восторга) Наследник, бунтарь, вымышленный друг: лучшие роли Кирана Калкина (в порядке убывания восторга)

Лучшие проекты с Кираном Калкиным, которые раскрывают его талант

Правила жизни
Миф глубокой заморозки Миф глубокой заморозки

Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

Монокль
«Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей «Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей

Как отвечать на обвинения ребенка — и стоит ли принимать их всерьез?

Psychologies
«Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях «Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях

«Тайное влечение»: неровная, но живая и чувственная история о взрослении

Forbes
«Роль Волка пришла ко мне в нужный момент» «Роль Волка пришла ко мне в нужный момент»

Влад Ценёв — о международных проектах, манипуляциях и мечтах

OK!
Сладко / Не сладко! Сладко / Не сладко!

Стас Пауль, автор знаменитых свекольного мильфея и крема из пастернака

Собака.ru
Только через мой труд Только через мой труд

Что такое трудоголизм и как от него уберечься без вреда для карьеры?

Men Today
Уникальный российско-американский тепловоз ТЭРА-1 продается на «Авито» – почему он вам не знаком Уникальный российско-американский тепловоз ТЭРА-1 продается на «Авито» – почему он вам не знаком

ТЭРА-1: тепловоз с российской базой и американской начинкой

ТехИнсайдер
Плавучий Диснейленд: как выглядят самые необычные круизные корабли в мире Плавучий Диснейленд: как выглядят самые необычные круизные корабли в мире

Как зарождалась популярность круизов и какие лайнеры проектируют сегодня

Forbes
Пластмассовый мир проиграл Пластмассовый мир проиграл

Как советские хиппи не хотели никого победить — но все изменили

Weekend
Авианосцы постройки Великобритании и Франции, часть 2. Франция Авианосцы постройки Великобритании и Франции, часть 2. Франция

Два авианосца Франции, «Бретань» («Bretagne») и «Прованс» («Provence»)

Наука и Техника
В мозге и крови при алкоголизме увидели признаки биологического старения В мозге и крови при алкоголизме увидели признаки биологического старения

В работе использовали двое эпигенетических часов и три биомаркера

N+1
Трудный возраст: 5 хороших книг о подростках, которые стоит прочитать взрослым Трудный возраст: 5 хороших книг о подростках, которые стоит прочитать взрослым

Пять историй взросления, авторы которых работают с российской реальностью

Правила жизни
8 простых способов сделать спальню уютнее: советы дизайнеров интерьера 8 простых способов сделать спальню уютнее: советы дизайнеров интерьера

Как превратить спальню в оазис дзена?

VOICE
Юрий Чернов: «Пьер Карден сказал: «Мне так захотелось побыть на вашем месте...» Юрий Чернов: «Пьер Карден сказал: «Мне так захотелось побыть на вашем месте...»

«Сейчас я играю в театре ровно полвека — солидный юбилей!»

Караван историй
Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность

Актер Кузьма Котрелев — чем отличается искусство от коммерческой продукции

СНОБ
Открыть в приложении