Театр: Яна Тумина
Постановки Туминой «Деревня канатоходцев» и «Комната Герды» строго рекомендованы к просмотру. Сразу три персональные номинации на «Золотую маску» в категории «Куклы / работа режиссера» и три «Маски», полученные ее спектаклями в этом году, подтверждают наше мнение.
Ваши спектакли переворачивают сознание зрителя. А был кто-то, кто в свое время перевернул вашу жизнь?
Я в какой-то момент совсем ушла от профессии и не собиралась дальше заниматься театром — пережила очень тяжелую потерю. Бывает, мы настолько разрушены горем или тяжелым испытанием, что оказываемся не готовы принять ни одну ангельскую весть. Не готовы увидеть ту самую ситуацию, то мгновение, того человека, которые вытащат и выведут дальше. Мне по-настоящему помогла встреча с Еленой Владимировной Юнгер (ведущая актриса Театра комедии имени Н. П. Акимова. — Прим. ред.).
Что сделала Юнгер?
Ничего специально не делала, просто была самой собой и очень проникновенно общалась со мной. Человек из другой уже эпохи, почти слепая, почти глухая, но с таким жизнелюбием, с такой любовью к театру! У меня тогда было мало даже физических сил, не то что моральных. Я несколько лет говорила так тихо, что меня никто не слышал. Мне казалось, что я кричу, а я, оказывается, шептала… Но встреча и репетиции с Еленой Владимировной стали настоящим подарком судьбы. Уже тогда я поняла, что если ты готов поднять свои обездвиженные руки и принять другого в объятия, то приходит сила. Я стараюсь этот опыт передавать людям — хотя бы через спектакли.
Вы чувствуете в себе подобную силу, чтобы тоже вернуть кого-то к жизни?
Театр — это инструмент для спасения, для понимания себя и других. Да, это моя работа, заработок — но это и то, что помогает жить, развиваться.
В ваших постановках заняты артисты разных поколений и школ. А когда приходится работать с абсолютно незнакомыми людьми, с чего вы начинаете?
С дурацкого слова «лаборатория».
Почему дурацкого?
Ну, это любя, конечно… Лаборатория подразумевает исследование гораздо в большей степени, чем результат, а куда это годится в репертуарном театре? Никуда не годится! Но некоторые отважные коллективы рискуют. Например, в «Упсала-Цирке»: мы сразу обговорили, что это не постановка спектакля, что можно думать только о процессе, о пути, который нас куда-то приведет, и это должно быть важно и интересно. Но родился спектакль «Я Басё» — и мы счастливы.