Современный танец в Петербурге — это всё: рассказываем, как его понимать, где смотреть и у кого учиться
Сенсация: сразу три хореографа из Петербурга вошли в шорт-лист премии «Золотая маска – 2023». Работы Ксении Михеевой, Ольги Васильевой и Ольги Цветковой получили по несколько номинаций, а постановка Михеевой «Место, которого еще не было» награждена сразу двумя премиями — как лучший современный танец/спектакль и работа художника по свету.
Город танцует: в Доме Радио проходят мастер-классы «Пляс», контемпорари добралось до рейвов — впечатляющую пластическую композицию под техно от музыканта Nocow показал на фестивале Present Perfect Владимир Варнава, он же поставил хореографию и сыграл педагога в новом сериале «Балет» (премьера в мае). Разбираемся, что такое контемпорари, где смотреть самое интересное и куда пойти учиться танцевать и знакомиться со своим телом.
Что такое современный танец? Остальные танцы, получается, несовременные?
Итак, балет — это вертикальные отношения, строгое и четкое движение, следование оси координат. А контемпорари — горизонтальные: с собой, со зрителем, со своим телом, пластикой, памятью и кровью, раскрепощенное движение и сдвинутая ось. Современный танец родился в начале ХХ века: балетные шаблоны сломала хореограф и танцовщица Лои Фуллер, которая придумала «Серпантин» — в танце она размахивала огромными рукавами-крыльями шелкового платья со вшитыми в них стержнями, создавая особенную пластику (фэшн!). Потом в греческом хитоне и босиком к публике вышла Айседора Дункан, Вацлав Нижинский придумал ритуальные танцы для «Весны священной» Стравинского, а Марта Грэм создала технику contraction & release, связав дыхание и движение. В Martha Graham Dance Company вырос постмодернист Мерс Каннингем, который утверждал, что любое движение может стать танцем и эмоциональное начало в хореографию привносит зритель, а не танцовщик. В 1930-х в Германии родился «танцтеатр» Курта Йосса, дело которого продолжила Пина Бауш, стирая границу между текстом и пластическим языком. Фильм Вима Вендерса «Пина. Танец страсти», пожалуй, лучшее и точно самое красивое пособие по знакомству с основами современного танца. Хореографы были и остаются суперзвездами: Акрам Хан смешивает контемпорари и древний индийский танец катхак, Охад Нахарин придумал новый язык движения «гага», импровизационную интуитивную технику, доступную каждому, а Шарон Эяль поставила рейв на высокие полупальцы.
А где в Петербурге смотреть контемпорари?
Новая сцена Александринского театра
Современный танец в афише Новой сцены Александринки заявлен с самого основания площадки в 2013 году, а к ее десятилетию в мае (для фестиваля «Новая X»!) хореограф Ксения Михеева ставит работу «Непокой» на музыку Ильи Лагутенко об отношениях искусственного интеллекта и человека. Спектакль Михеевой для Новой сцены «Место, которого еще не было» только что получил пять номинаций и две «Золотые маски». Для театра это не впервые: в 2015 году наградой был отмечен перформанс-инсталляция «Экспонат/Пробуждение» Анны Абалихиной, космические техно-костюмы для которого придумала художница Галя Солодовникова, а саунд-дизайн — композитор Вангелино Курентзис. Специально для Новой был также поставлен еще один перформанс из шортлиста «Золотой маски» этого года — «Адам и Ева» Ольги Васильевой. Последователь Мерса Каннингема и один из пионеров современного танца в России Саша Кукин отмечает здесь тридцатилетие своего театра танца вечером хореографии на музыку Боба Дилана, Стива Райха,Трента Резнора из Nine Inch Nails и пост-рокеров Mogwai. Благодаря департаменту «Новый танец на Новой сцене» свои проекты показывают Inner Company Константина Кейхеля, Ольга Цветкова, «Антон тут рядом» (в инклюзивных пластических спектаклях участвуют подопечные фонда), бакалавриат «Искусство современного танца» Консерватории (номера в формате work in progress), Владимир Варнава — его ноябрьская премьера «Скорость падения» поставлена для компании танцоров, собравшихся вокруг Александра Челидзе и Ксаны Ковалевой. Сам Челидзе (номинация за лучшую мужскую роль в «Место, которого еще не было») тоже выпустил спектакль как хореограф — красочное диско-рассуждение о приторно-страстных людях в бесконечном поиске счастья «Блаженство». Посмотреть на Челидзе можно еще и в арт-фильме Юлдус Бахтиозиной: художница только что выпустила ленту о своей первой ювелирной коллекции «Неправильная Венера» с его участием.
Дом Радио
Новое направление Дома Радио musicAeterna Dance стартовало в январе премьерой танцевального спектакля Youkali — оммажа Курту Вайлю, музыкальные темы для которого написали композиторы-резиденты этой культурной институции и сам Теодор Курентзис. Давнюю мечту дирижера и худрука musicAeterna — создать Gesamtkunstwerk, синтез всех искусств, — реализует режиссер Анна Гусева. Для нового проекта она провела открытый опен-колл для танцовщиков и набрала труппу, хореографом которой стала Анастасия Пешкова, звезда именитого «Балета Москва». Вместе они сформулировали манифест о поисках нового: театр абсурда, «танцтеатр» Пины Бауш, тотальный театр Питера Брука и Ежи Гротовского связывают между собой разнообразные пластические формы современного танца, среди которых буто, техника низкого полета flying-low и интеллектуальные методы «думающего тела» countertechnique.
За неполный сезон команда Дома Радио показала уже несколько работ, например, перформанс Immortal Bach в постановке Александра Челидзе с танцующим хором, «О» на музыку экспериментальных саунд-художников Виктории Харкевич и Егора Ананко. А театральный год компания финализирует постановкой мелодрамы Игоря Стравинского «Персефона» — 1 и 2 июля ее покажут на закрытии Дягилевсего фестиваля в Перми. На прошлогоднем Дягилевском фестивале хореограф Ольга Цветкова показала перформанс-ритуал SOULWHIRL (пять номинаций на «Золотую маску»), а в опере «Мистерия на конец времени» Карла Орфа станцевали хор и профессиональные танцовщики — собственно, именно во время репетиций и родилась идея создания musicAeterna Dance. В итоге собралось комьюнити: мастер брейкданса Тимур Ганеев, перформер Айгуля Бузаева, основательница танцкомпании 9 a.m. dance company Алевтина Грунтовская, экс-танцовщик труппы «Провинциальные танцы» Евгений Калачев, номинант «Золотой маски» за мужскую роль в «Адаме и Еве» Максим Клочнев, танц-художник Камиль Мустафаев, казанская танцовщица и хореограф Айсылу Мирхафизхан и контемпорари-дива из Минска Елена Лисная.