Елизавета Туктамышева
Как это, когда тебе всего 24, а в своем деле ты уже #ФигуристкаБальзаковскогоВозраста? Елизавета Туктамышева отвечает на этот эйджистский вопрос молча — оттачивает четверной тулуп.
Весной 2021-го воспитанница легендарного тренера Алексея Мишина поднялась на пик своей карьеры, выиграв золото командного чемпионата мира в Осаке и серебро чемпионата мира в Стокгольме. Но мы-то знаем, что это только плато: впереди Зимние Олимпийские игры.
«Нежность и сталь», «Статуя свободы». Все это — комментарии под разрывающим сердце видео со слезами Елизаветы Туктамышевой, только-только узнавшей о высокой оценке за прокат на чемпионате мира в Стокгольме: Лиза выжгла лед произвольной программой (под музыку Бхимы Юнусова и с хореографией Юрия Смекалова!) и короткой под ритмы такой же рокн-рольщицы Билли Айлиш. Она поняла, что точно попадает на пьедестал, и не стала сдерживать эмоции. 28 марта 2021 года — и весь мир плачет вместе с фигуристкой из Петербурга: тот, кто когда-то придумал изречение про тернии и звезды (не то Сенека, не то Гесиод), явно имел в виду Туктамышеву.
Уже шесть лет Лизе фатально не везло: травма, отмена французского этапа Гран-при из-за серии терактов, обидные ошибки во внутрироссийских соревнованиях и как квинтэссенция ненастий — решение федерации оставить Туктамышеву в списке запасных на ЧМ-2019.
Лиза, кажется, тоже относилась к своим перспективам осторожно: «Кто-то пишет, что серебро в Стокгольме дороже золота в Осаке (речь о победе сборной России на командном чемпионате мира 2021 года, Туктамышева была капитаном национальной команды. — Прим. ред.) и моей победы на одиночном чемпионате мира в Шанхае в 2015-м. Так, конечно, нельзя говорить, все победы ценные. Но вы представьте — я тренировалась, готовилась, и при этом было непонятно, получится ли что-то вообще. Почему? В декабре 2020-го переболела коронавирусом, пропустила пятый этап Кубка России и вообще могла не попасть на чемпионат мира, а тут — пьедестал. Конечно, была счастлива до предела».
Победа в Стокгольме действительно немного оттенила еще один триумф Туктамышевой — 17 апреля этого года мы взяли золото командного чемпионата мира в японской Осаке. С одной стороны, понятно: в Швеции Лиза сияла сама по себе, а в Японии — в составе российской сборной. Но Туктамышева ехала в Осаку как капитан национальной команды. Это харизматический лидер, которого назначает федерация: именно капитан выступает на прессконференциях и от лица всей сборной. Не говоря уже о неформальных вещах: статус лидера в глазах других спортсменов, роль «первого после тренера».
Вообще все, кто говорят и пишут о Лизе, ставят теги #Упорство, #ПсихологияПобедителя, #Целеустремленность. Да. эти качества входят в стартер-пак любого спортсмена, но Туктамышева (а вот это редкость!) сочетает их с буддистским спокойствием и здоровым фатализмом. Стык 2014 и 2015 годов был для нее безумно сложным: Лиза неудачно выступила на чемпионате России и не отобралась на Олимпийские игры в Сочи. Зато сезон 2014–2015 был триумфальным. После возвращения Лиза участвовала почти во всех турнирах, даже тех, которые в мире «фигурки» считаются второстортными, и, как теннисистка, отшвыривала ракеткой заголовки про очередную одноразовую фигуристку, о которой все забудут через год. В 2015 году она впервые выиграла золото чемпионата Европы и Гран-при, а затем присовокупила к этому победу на чемпионате мира.
«Я всегда теряюсь, когда у меня спрашивают про мотивацию к спорту и работе. Я не все показала в фигурном катании и еще ого-го как много покажу, — голос Лизы звучит действительно многообещающе, — Я кайфую на льду, кайфую на тренировках и прокатах — какая еще нужна мотивация?»
Мы все в курсе, как спортсмены любят на все лады пересказывать мантру never give up и даже писать 400-страничные талмуды о том, как они, собственно, не сдавались. Тут бы уже и автобиографию издать! Но популистские лозунги — не про Лизу, ей не до этого. Сейчас она работает над четверным тулупом. Кейс вот в чем: тулуп — один из обязательных прыжков в «фигурке», который может состоять из одного, двух, трех или четырех оборотов. Четверной, конечно, оценивается выше всех. Однако если юным одиночницам, которые берут ящик с медалями в 13, а в 16 считаются ветеранами, сейчас ставят этот прыжок чуть ли не одновременно с изучением алфавита в первом классе, то в спортивном детстве (да и юности) Лизы четверной считался для девочек слишком сложным и недосягаемым. И вот прямо сейчас Туктамышева трудится над этим элементом и уверена: будет исполнять его не хуже, чем те, у кого он почти что в ДНК.