Узелки на память
«Шерстяной народ» — это бабушки, которые вяжут красивейшие варежки, перчатки, носки — современные по форме, но с традиционными рисунками Ингерманландии. Так называется часть Ленинградской области, где издавна жили коренные народы — водь, ижора, финны. Изучает и бережет их память этнограф Ольга Конькова.
Ольга, откуда у вас интерес к Ингерманландии?
Я сама представитель коренных народов — я ижорка. Мои предки, ижоры — с Нижней Луги и из окрестностей Токсова, из деревни Ойнала. У меня есть корни и ингерманландских финнов из деревни Конккала. И очень отдаленно — водь, моя прабабушка — вожанка, из-под Копорья, из деревни Арболово. Бабушки учили меня в детстве петь старинные песни, учили языку, учили готовить национальную еду. Потом, конечно, начались и другие открытия: углубленное изучение языка, археология, этнография. Тема моего университетского диплома — этническая история ижоры. После университета я работала в Российском этнографическом музее экскурсоводом, работа давала возможность по полгода быть в экспедициях. Потом поступила в аспирантуру в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеру), там и работаю до сих пор.
Я занимаюсь коренными народами днем, ночью, во сне, в забытьи — все время. В этом смысле я счастлива: я живу в том мире, который мне знаком, который меня радует и для которого я могу что-то сделать. Это очень важно. Благодаря «Шерстяному народу» культура и история моих предков, казалось бы, уже законченная (потому что наши народы малочисленные: водь исчисляется десятками, ижоры — сотнями людей), не станет достоянием только музеев.
«Шерстяной народ» — это ведь отчасти про ваше детство?
У меня особое отношение к старикам: я очень, очень любила свою бабушку. И всегда испытывала чувство вины за то, что мы не можем — в широком смысле, в стране, — сделать жизнь стариков счастливее. Но, по крайней мере, сделать их жизнь более яркой мы можем. В лютеранской церкви Святой Марии на Большой Конюшенной в Петербурге мы каждую среду проводим занятия для группы из 15–20 человек. Рассказываем о традиционной культуре, о праздниках, о костюмах — такая культурная опека.