Максим Нальский: Что станет с рынком виртуальных помощников в ближайшие годы
В начале 2018 года рынок виртуальных цифровых помощников (Virtual digital assistants, VDA) преодолел отметку в 1 миллиард долларов, к концу 2019 года, согласно прогнозу аналитической компании Tractica, у него есть все шансы удвоиться, а к 2025 году виртуальными цифровыми помощниками будут пользоваться уже более 1 миллиарда корпоративных пользователей. Через семь лет выручка на этом рынке достигнет 7,7 миллиарда. Основатель и СЕО компании Pyrus изучил виртуальных помощников и пришел к выводу: главное, чтобы за помощниками поспели производители «железа» и специалисты по безопасности
Кто примет участие в разделе семимиллиардного пирога и что нужно для того, чтобы стать одним из этих участников?
Опыт показывает, что в высокотехнологичном бизнесе успеха добиваются экосистемы, то есть продукты, которые способны интегрировать в себя другие сервисы. В 1980-е годы борьбу за потребителя вели поставщики настольных операционных систем. Победу одержали те, кто создал самые благоприятные условия для сторонних разработчиков. Позже, когда в 2000-е создавалась индустрия смартфонов, производители действовали аналогично, с поправкой на развитие коммуникаций. Одной из главных инноваций iPhone является, конечно, магазин App Store, который благодаря мобильному интернету обеспечил беспрецедентную скорость распространения приложений. Для успеха виртуального ассистента критичным также является создание экосистемы. Другое дело, что системы на основе искусственного интеллекта — явление относительно новое, это своеобразная terra incognita.
Покупатель первого iPhone получал базовый набор функций. Он мог звонить, отправлять СМС, фотографировать, проигрывать музыку. А дальше этот набор дополнялся и расширялся за счет приложений. Разработчики виртуальных помощников тоже наделяют их базовыми функциями — узнать погоду, заказать такси. В какой-то момент появилась идея, что основным драйвером виртуальных помощников станет их использование для покупок. Именно на это изначально был нацелен умный помощник Alexa от Amazon. Но надежды не оправдались в полной мере. Заказы голосом хорошо работают при регулярных и повторяющихся покупках, вроде крема для бритья или зубной пасты, а если нужно выбрать новые ботинки или платье, люди пока предпочитают действовать самостоятельно. Сегодня Amazon делает ставку на развитие экосистемы. Они открыли платформу Alexa и дали возможность всем желающим создавать свои skills (навыки) для виртуального помощника.