Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of lifeКультура

Невеликий театр

Текст Нина Дашевская. Фото: Константин Кожев

Так вышло, что я познакомилась с Борисом Павловичем сначала не как с режиссером, а как с преподавателем на курсах сторителлинга — в далекие карантинные времена. У меня тогда, как говорят писатели, был «глубокий затык» — когда ты выговорился и молчишь, потому что нечего тебе сказать интересного людям. И вот на этих курсах я увидела, как это работает. Борис ничего такого не делает, просто будто наводит увеличительное стекло на самые обычные вещи. Ты только что думал, что истории у тебя нет. А она есть — и вот ты ее уже рассказываешь. потому что тебя слушают. Борис Павлович — режиссер, который умеет слушать людей так, что они становятся интересны и другим, и самим себе.

Во многом благодаря Борису Павловичу в российском театре произошла тихая революция. Кроме Театра с большой буквы вырос и другой — тот, в котором процесс совместного делания важнее, чем результат, где могут быть услышаны те, кто обычно остается невидимым, и человек встречается с человеком.

Борис и Ольга Павловичи

Он уехал из Петербурга в 2006 году и семь лет руководил ТЮЗом в Кирове, и там его знали даже очень далекие от театра люди. Среди его социальных проектов — спектакли «Так-то да», «Почему я (не) уеду из Кирова», которые выросли из лабораторий с подростками и взрослыми и дали возможность говорить местным жителям о том, что их действительно волнует.

В Петербурге Павлович поставил с подопечными фонда «Антон тут рядом» спектакль «Язык птиц», который стал номинантом на «Золотую маску» и четыре года подряд шел на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова («Антон тут рядом» – фонд системной поддержки людей с аутизмом. — Прим. ред.). И оказалось, что театр, где играют непрофессиональные актеры, с которыми невозможна жесткая режиссура, — может быть искусством.

Проект «Квартира» – про совместное время, когда каждый включен в общий творческий процесс

Потом была «Квартира» — творческое пространство, в котором спектакли рождались из совместного сочинительства, игры тех, кто туда пришел. Этот опыт другого театра: горизонтального, в котором если что-то и режиссируется, так это встреча, пространство активного диалога, – стал прорастать в социально-театральных проектах в разных городах.

Один из действующих сейчас проектов Павловича — «Лес» по философским текстам Владимира Бибихина, советского и российского переводчика, филолога и философа. Это многосоставной спектакль, который можно смотреть в любом порядке. У него нет единой площадки, он существует в разных городах и разных форматах — аудиоинсталляций, театра художника, городских прогулок. Какие-то спектакли играются один раз, другие чаще. «Лес» пускает побеги, объединяя людей, создающих поле смыслов.

Вы часто говорите в интервью, что делаете «невеликий театр». Что это значит?

Большой режиссер — тот, кто формирует новый язык, смещает языковую грамматику, расширяет границы. Например, после Брехта уже невозможно сделать вид, что у актера может не быть политической позиции. Как и после Станиславского, Мейерхольда или Фоменко нельзя не изменить театральный язык.

В Кирове я семь лет руководил местным ТЮЗом. Там имеет значение не гамбургский счет — делал ли кто-то подобное до тебя в театре или нет – а ответ на вопрос: стала ли жизнь города Кирова лучше? О чем ты разговариваешь с людьми, интересен ли им этот разговор? Смогли они встретиться по-настоящему и о чем-то подумать вместе?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок Дубай. Город intro. Как состояться в Дубае и избежать ошибок

Продюсер Митя Муравьев открывает главный дубайский секрет

Правила жизни
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Бережный уход Бережный уход

Попробуем вместе построить маршрут к новому, идеальному месту работы

Лиза
Свободный доступ Свободный доступ

Что такое инклюзивная среда и почему этот тренд актуален для каждого

РБК
«Худшая компания в нашей истории» «Худшая компания в нашей истории»

Скандальная история ArcelorMittal в Казахстане подходит к концу

Монокль
Надо радоваться Надо радоваться

Оксана Лаврентьева уверяет: любые кризисы – вовсе не повод предаваться унынию

VOICE
Миссия — поднять настроение: 10+ лучших новогодних комедий Миссия — поднять настроение: 10+ лучших новогодних комедий

Собрали для тебя восхитительные рождественские юмористические фильмы

VOICE
Коврик не понадобится: 5 простых упражнений для пресса, которые можно делать стоя Коврик не понадобится: 5 простых упражнений для пресса, которые можно делать стоя

Не любишь скручиванию и планку? Есть другие варианты для прокачки пресса!

VOICE
«Искусственный интеллект задает основнои вектор нашеи стратегии» «Искусственный интеллект задает основнои вектор нашеи стратегии»

Андрей Белевцев о том, каким он видит будущее AI и о нейроинтерфейсах

Деньги
Зарабатывала миллионы, но скрывала имя: как женщины создавали популярные комиксы Зарабатывала миллионы, но скрывала имя: как женщины создавали популярные комиксы

Их героини спасали мир и остроумно шутили

Forbes
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Александра Ребенок Александра Ребенок

Александра Ребенок берется за очень странные дела в сериале «Сны Алисы»

Собака.ru
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Самые красивые и необычные места России

Grazia
Что делать, если у вас чешутся глаза Что делать, если у вас чешутся глаза

Почему возникает зуд в глазах и почему их ни в коем случае нельзя тереть

ТехИнсайдер
Свет в твоем окне Свет в твоем окне

Украшаем волшебными огнями весь дом

Лиза
ВОЗмутительная политика ВОЗмутительная политика

Подходы к борьбе с табакокурением сегодня все больше напоминают охоту на ведьм

Наука
Ателье как хобби и не только Ателье как хобби и не только

К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

Монокль
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие умения, которые пригодятся везде и всегда. Их стоит отточить

Лиза
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана

Диагональ экрана смартфона ничего не говорит о его реальных размерах

CHIP
Сотворение дома Сотворение дома

Как Рождество сделалось главным домашним праздником

Weekend
Борис Порфирьев, Александр Широв: «Решить климатические проблемы в лоб невозможно» Борис Порфирьев, Александр Широв: «Решить климатические проблемы в лоб невозможно»

Как и кем формируется глобальная климатическая повестка

Монокль
В банде только девушки В банде только девушки

«Контрабандистки»: корейское криминальное ретро с женским характером

Weekend
Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс

Когда в музыке появились симфонические оркестры и что в них менялось со временем

РБК
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
Диет-советы к празднику Диет-советы к празднику

Как легко похудеть к 31 декабря

Лиза
Змеи, лютичи и диадемы Змеи, лютичи и диадемы

Культуролог и фольклорист Александра Баркова про разные новогодние традиции

Seasons of life
Революция Ноама Хомского Революция Ноама Хомского

7 декабря 2023 года исполняется 95 лет Ноаму Хомскому

Наука
Открыть в приложении