Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of lifeКультура

Невеликий театр

Текст Нина Дашевская. Фото: Константин Кожев

Так вышло, что я познакомилась с Борисом Павловичем сначала не как с режиссером, а как с преподавателем на курсах сторителлинга — в далекие карантинные времена. У меня тогда, как говорят писатели, был «глубокий затык» — когда ты выговорился и молчишь, потому что нечего тебе сказать интересного людям. И вот на этих курсах я увидела, как это работает. Борис ничего такого не делает, просто будто наводит увеличительное стекло на самые обычные вещи. Ты только что думал, что истории у тебя нет. А она есть — и вот ты ее уже рассказываешь. потому что тебя слушают. Борис Павлович — режиссер, который умеет слушать людей так, что они становятся интересны и другим, и самим себе.

Во многом благодаря Борису Павловичу в российском театре произошла тихая революция. Кроме Театра с большой буквы вырос и другой — тот, в котором процесс совместного делания важнее, чем результат, где могут быть услышаны те, кто обычно остается невидимым, и человек встречается с человеком.

Борис и Ольга Павловичи

Он уехал из Петербурга в 2006 году и семь лет руководил ТЮЗом в Кирове, и там его знали даже очень далекие от театра люди. Среди его социальных проектов — спектакли «Так-то да», «Почему я (не) уеду из Кирова», которые выросли из лабораторий с подростками и взрослыми и дали возможность говорить местным жителям о том, что их действительно волнует.

В Петербурге Павлович поставил с подопечными фонда «Антон тут рядом» спектакль «Язык птиц», который стал номинантом на «Золотую маску» и четыре года подряд шел на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова («Антон тут рядом» – фонд системной поддержки людей с аутизмом. — Прим. ред.). И оказалось, что театр, где играют непрофессиональные актеры, с которыми невозможна жесткая режиссура, — может быть искусством.

Проект «Квартира» – про совместное время, когда каждый включен в общий творческий процесс

Потом была «Квартира» — творческое пространство, в котором спектакли рождались из совместного сочинительства, игры тех, кто туда пришел. Этот опыт другого театра: горизонтального, в котором если что-то и режиссируется, так это встреча, пространство активного диалога, – стал прорастать в социально-театральных проектах в разных городах.

Один из действующих сейчас проектов Павловича — «Лес» по философским текстам Владимира Бибихина, советского и российского переводчика, филолога и философа. Это многосоставной спектакль, который можно смотреть в любом порядке. У него нет единой площадки, он существует в разных городах и разных форматах — аудиоинсталляций, театра художника, городских прогулок. Какие-то спектакли играются один раз, другие чаще. «Лес» пускает побеги, объединяя людей, создающих поле смыслов.

Вы часто говорите в интервью, что делаете «невеликий театр». Что это значит?

Большой режиссер — тот, кто формирует новый язык, смещает языковую грамматику, расширяет границы. Например, после Брехта уже невозможно сделать вид, что у актера может не быть политической позиции. Как и после Станиславского, Мейерхольда или Фоменко нельзя не изменить театральный язык.

В Кирове я семь лет руководил местным ТЮЗом. Там имеет значение не гамбургский счет — делал ли кто-то подобное до тебя в театре или нет – а ответ на вопрос: стала ли жизнь города Кирова лучше? О чем ты разговариваешь с людьми, интересен ли им этот разговор? Смогли они встретиться по-настоящему и о чем-то подумать вместе?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Запад на Востоке Запад на Востоке

Филолог Арсений Дежуров написал о диалоге между двумя великими цивилизациями

Правила жизни
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
«Мы сделали особый акцент на первичном рынке» «Мы сделали особый акцент на первичном рынке»

О новых рыночных реалиях, новых интересах и требованиях инвесторов

Деньги
Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки» Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки»

Марина Кравец – об учебе на филфаке, тревогах материнства и строптивых женщинах

VOICE
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь» Фанни Ардан: «Я обязательно вернусь»

Актриса Фанни Ардан о русской культуре и фильме «Дворец»

Grazia
(Не)сладкая история (Не)сладкая история

5 простых советов, которые помогут снизить риск диабета

Лиза
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения Лингвисты в утробе матери. Как дети начинают осваивать язык еще до рождения

Можно ли считать маленьких детей прирожденными лингвистами?

СНОБ
Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

Правила жизни
Яркая история Яркая история

Интерьер с элементами ретро, который подарил предметам из 1960-х вторую жизнь

Идеи Вашего Дома
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Кто позолотил яйца Кто позолотил яйца

Ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц

Монокль
«Необъятный мир: Как животные ощущают скрытую от нас реальность» «Необъятный мир: Как животные ощущают скрытую от нас реальность»

Головастики лягушек спасаются из икринок, улавливая присутствие хищника

N+1
Усечённое древо Усечённое древо

Для династии Птолемеев браки между братьями и сёстрами были обычным делом

Дилетант
Есть ли у них шанс выжить? Есть ли у них шанс выжить?

Как живут и выживают народы-изоляты

Зеркало Мира
«Современные фильмы страшно захламлены без всякого смысла» «Современные фильмы страшно захламлены без всякого смысла»

Елена Жукова о том, где и как живут герои в российском кино

Weekend
Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
Цветок по имени Настя Цветок по имени Настя

Об эмоциональном выгорании родителей, ухаживающих за неизлечимо больным ребенком

СНОБ
От «золотой клетки» к art of living От «золотой клетки» к art of living

Как изменились ценности покупателя элитной недвижимости за 30 лет

РБК
Лидеры и мнения Лидеры и мнения

Как за 25 лет изменились телевидение и люди, которые его создают?

Правила жизни
5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор 5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор

Намерения манипулятора можно вычислить заранее, если знать, на что смотреть

Psychologies
О свойствах страсти О свойствах страсти

Поэт Лев Рубинштейн всю жизнь исследует страсти, которые нас (и его) обуревают

СНОБ
Мечты о будущем. Как фантасты создавали реальность на тысячи лет вперед Мечты о будущем. Как фантасты создавали реальность на тысячи лет вперед

На страницах романов они обещали, стращали или просили верить в человечество

СНОБ
Ферма будущего Ферма будущего

Как семейное увлечение мыловарением выросло в большой бренд

Seasons of life
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Открыть в приложении