Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of lifeКультура

Невеликий театр

Текст Нина Дашевская. Фото: Константин Кожев

Так вышло, что я познакомилась с Борисом Павловичем сначала не как с режиссером, а как с преподавателем на курсах сторителлинга — в далекие карантинные времена. У меня тогда, как говорят писатели, был «глубокий затык» — когда ты выговорился и молчишь, потому что нечего тебе сказать интересного людям. И вот на этих курсах я увидела, как это работает. Борис ничего такого не делает, просто будто наводит увеличительное стекло на самые обычные вещи. Ты только что думал, что истории у тебя нет. А она есть — и вот ты ее уже рассказываешь. потому что тебя слушают. Борис Павлович — режиссер, который умеет слушать людей так, что они становятся интересны и другим, и самим себе.

Во многом благодаря Борису Павловичу в российском театре произошла тихая революция. Кроме Театра с большой буквы вырос и другой — тот, в котором процесс совместного делания важнее, чем результат, где могут быть услышаны те, кто обычно остается невидимым, и человек встречается с человеком.

Борис и Ольга Павловичи

Он уехал из Петербурга в 2006 году и семь лет руководил ТЮЗом в Кирове, и там его знали даже очень далекие от театра люди. Среди его социальных проектов — спектакли «Так-то да», «Почему я (не) уеду из Кирова», которые выросли из лабораторий с подростками и взрослыми и дали возможность говорить местным жителям о том, что их действительно волнует.

В Петербурге Павлович поставил с подопечными фонда «Антон тут рядом» спектакль «Язык птиц», который стал номинантом на «Золотую маску» и четыре года подряд шел на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова («Антон тут рядом» – фонд системной поддержки людей с аутизмом. — Прим. ред.). И оказалось, что театр, где играют непрофессиональные актеры, с которыми невозможна жесткая режиссура, — может быть искусством.

Проект «Квартира» – про совместное время, когда каждый включен в общий творческий процесс

Потом была «Квартира» — творческое пространство, в котором спектакли рождались из совместного сочинительства, игры тех, кто туда пришел. Этот опыт другого театра: горизонтального, в котором если что-то и режиссируется, так это встреча, пространство активного диалога, – стал прорастать в социально-театральных проектах в разных городах.

Один из действующих сейчас проектов Павловича — «Лес» по философским текстам Владимира Бибихина, советского и российского переводчика, филолога и философа. Это многосоставной спектакль, который можно смотреть в любом порядке. У него нет единой площадки, он существует в разных городах и разных форматах — аудиоинсталляций, театра художника, городских прогулок. Какие-то спектакли играются один раз, другие чаще. «Лес» пускает побеги, объединяя людей, создающих поле смыслов.

Вы часто говорите в интервью, что делаете «невеликий театр». Что это значит?

Большой режиссер — тот, кто формирует новый язык, смещает языковую грамматику, расширяет границы. Например, после Брехта уже невозможно сделать вид, что у актера может не быть политической позиции. Как и после Станиславского, Мейерхольда или Фоменко нельзя не изменить театральный язык.

В Кирове я семь лет руководил местным ТЮЗом. Там имеет значение не гамбургский счет — делал ли кто-то подобное до тебя в театре или нет – а ответ на вопрос: стала ли жизнь города Кирова лучше? О чем ты разговариваешь с людьми, интересен ли им этот разговор? Смогли они встретиться по-настоящему и о чем-то подумать вместе?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Сильно бездействующие лекарства Сильно бездействующие лекарства

Отказ частных аптек от работы с сильнодействующими препаратами создает проблемы

Монокль
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Учимся падать Учимся падать

Иногда удовольствие зимнего отдыха сопровождается рисками. Давай ими управлять

Лиза
Брови на зависть Брови на зависть

От аккуратного и ухоженного вида бровей зависит общее впечатление от образа

Лиза
Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х

Чем был знаменит Андрей Константинов и как он создавал «Бандитский Петербург»

Psychologies
«В театр приходят не за развлечением, а за разговором» «В театр приходят не за развлечением, а за разговором»

Евгений Цыганов о мечтах, опустошении и роли искусства в изменившемся мире

Правила жизни
Он на свете всех Милей Он на свете всех Милей

На президентских выборах в Аргентине победил Хавьер Милей

Монокль
Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция? Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция?

Как «пауза в отношениях» может оказаться попыткой надавить на вас

Psychologies
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

ТехИнсайдер
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование» Екатерина Борисова: «BIM — это больше чем проектирование»

Как BIM-проектирование помогает избежать ошибок в документации и сократить сроки

РБК
Современная сказка Востока Современная сказка Востока

Крупнейший из семи Арабских Эмиратов, Абу-Даби, любит быть первым во всем

Лиза
Как сделать жизнь проще: 5 советов Как сделать жизнь проще: 5 советов

Как освободиться от эмоционального хлама и навести порядок в мыслях

Psychologies
Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Дилетант
Татарское гостеприимство Татарское гостеприимство

Казань – город с тысячелетней историей и настоящим чак-чаком

Лиза
Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового

Урбанист Мария Туркина — о том, как взрастить из горожан блогеров

СНОБ
Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт, актер, режиссер и писатель, Москва, 89 лет

Правила жизни
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
Голова кругом Голова кругом

Есть ли у сосудов мозга углы

N+1
Мартин Скорсезе, Кристофер Нолан, Грета Гервиг, Уэс Андерсон: лучшие фильмы 2023 года Мартин Скорсезе, Кристофер Нолан, Грета Гервиг, Уэс Андерсон: лучшие фильмы 2023 года

Лучшие фильмы 2023 года, которые заставляли нас испытывать эмоции

Forbes
Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Отрывок из книги «Фабрика счастливых граждан» об экономике счастья

Forbes
Человек исправленный и дополненный Человек исправленный и дополненный

Что лежит в основе генетических чудес и как сделать их доступными для всех?

Robb Report
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
Личные границы: когда оборона не нужна Личные границы: когда оборона не нужна

Стоит ли охранять личные границы от близких людей?

Psychologies
Стильная импровизация Стильная импровизация

Арсений Попов — о том, почему не любит импровизировать в быту

Men Today
8 фактов о фильме «Убить Билла» 8 фактов о фильме «Убить Билла»

Как Тарантино снял безделушку, которую пересматривают тысячу раз

Maxim
Город дорог: 10 фильмов, действие которых происходит в автомобиле Город дорог: 10 фильмов, действие которых происходит в автомобиле

«Соучастник», «Драйв» и другие картины, в которых важную роль играет автомобиль

Правила жизни
Джоли Алиен Джоли Алиен

Художница Джоли Алиен — как найти авторский стиль, чего ждать от моды

Grazia
Открыть в приложении