Опередивший время
Тридцать пять лет назад, 15 ноября 1988 года, СССР произвел успешный вывод на орбиту и автоматическую посадку космолета «Буран». Это событие стало точкой наивысшего триумфа советского космического проекта. И одновременно, как в высокой, шекспировской пробы драме, точкой отсчета безвременья, в которое стремительно проваливалась могучая страна, а первой, как и положено, ее авангард — космическая индустрия.
К этому полету готовились более 12 лет. И еще 17 дней из-за отмены старта 29 октября 1988 года, когда за 51 секунду до него не прошло нормальное отведение площадки с приборами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. А затем слив компонентов топлива, профилактика, выявление причин отказа и их устранение: «Не торопиться! — предупреждал председатель Государственной комиссии Виталий Догужиев (Виталий Хуссейнович Догужиев, руководитель советского “космического” Министерства общего машиностроения в 1988–1989 годах). — Прежде всего безопасность».
Из соображений безопасности первый испытательный полет орбитального корабля «Буран» был определен как беспилотный, что традиционно для отечественной космонавтики, с полной автоматизацией всех динамических операций вплоть до рулежки по взлетно-посадочной полосе. Первый полет запланирован непродолжительным: два витка, или 206 минут полета.
Космодром Байконур, 15 ноября 1988 года. На старте многоразовый ракетно-космический комплекс «Энергия» — «Буран». Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Председатель Государственной комиссии получает очередной доклад метеорологической службы с прогнозом: «Штормовое предупреждение». Специалисты, создавшие «Буран», заверили, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск было принято.