Авангард: на телеге в XXI век
До 22 мая в Музее русского импрессионизма работает выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Для ее создания кураторам потребовалось стать детективами и распутать клубок из загадок столетней давности.
« — Где, где глаз? — подозрительно переспрашивал его посетитель.
— Глаз должен быть здесь, — говорил Сергей Михайлович и тыкал указкой.
— Ну хорошо, почему же у него этот глаз не указан?
— Это такое искусство.
— Так если искусство, ты и укажи этот глаз!
Эта пропажа с картины глаза возмутила многих, и некоторые специально приходили смотреть портрет Розановой и критически его оглядывали». Так в 1920 году, по воспоминаниям писателя Всеволода Лебедева, проходило знакомство жителей города Слободской с авангардом. Идея создать музей в небольшом городке Вятской губернии принадлежала художнику Сергею Михайловичу Луппову: он здесь родился, позже уехал в Москву, где окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в классе Константина Коровина, и вернулся с намерением приобщить земляков к искусству, в том числе современному.
Само время помогало задумке: на рубеже 1910-х — 1920-х годов власти решили, что пора освободить живопись от элитарности и нести ее в массы. Музейное бюро Наркомпроса на государственные деньги покупало картины современных художников и распределяло их по городам. Несмотря на политическое бурление, гражданскую войну, голод и уже бушующую «испанку», страну захватила еще одна эпидемия — выставочная. Выставки открывались в Козьмодемьянске, Витебске, Казани, Оренбурге, Рязани. Слободской тоже попал под эту программу, и в 1919 году Сергей Луппов получил от Музейного бюро 29 картин. Работы выдающихся авангардистов — Александры Эстер, Ольги Розановой, Алексея Моргунова, Николая Синезубова — Сергей Луппов дополнил картинами вятских художников и портретами, созданными в мастерских Слободского женского монастыря. Однако новый музей горожан разочаровал: его даже открывали два раза, потому что в первый раз почти никто не пришел. Авангард пришелся особенно не по вкусу: «Вот монашка Попова нарисовала — это похоже, сразу видно, что Попов. А тут трубу какую-то нарисовали». Луппов терпеливо объяснял посетителям, что такое абстракция, почему художники вправе изображать так действительность, но настроение публики выразилось в одном сохранившемся отзыве: «Фунт гвоздей дороже вашего художественного музея».