Мы что-то упускаем
У тебя бывало ощущение, что все люди живут насыщенной и интересной жизнью, а тебя поглотила круговерть «дом–работа–дом»? Если да, то ты, вероятно, страдаешь FoMO – синдромом упущенной выгоды. И не только ты, но и многие из тех, кто якобы живет насыщенной интересной жизнью!
Оттенки серого
Впервые термин FoMO в статье для журнала The Harbus в 2004 году использовал студент Гарвардской школы бизнеса Патрик Макгиннис, который впоследствии стал венчурным капиталистом и писателем. FoMO – это аббревиатура фразы fear of missing out, которая переводится как «страх что-то упустить». Всего девять лет FoMO понадобилось, чтобы перекочевать из журнала в Оксфордский словарь английского языка. В России этот феномен известен как СУВ – синдром упущенной выгоды.
На что похож FoMO? Человеку, который им страдает, кажется, что все вокруг погружены в калейдоскоп интересных событий, тогда как он сам увяз в сером безликом быту: позавтракал, сходил на работу, вернулся домой, в пятницу выпил с друзьями, в воскресенье убрал в квартире.
Проявления у FoMO разные. Например, в голове может навязчиво крутиться мысль «Все, кроме меня». Все, кроме меня, ездят в другие страны, ходят на свидания, много зарабатывают, ладят с детьми, живут душа в душу с супругами, занимаются спортом, личностно растут, наконец, едят красивые завтраки, которые не стыдно выложить в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Некоторые люди с FoMO испытывают навязчивое желание общаться и готовы «на любой кипиш, кроме голодовки». Другие постоянно проверяют соцсети – на работе, за ланчем, в постели и салоне красоты, на родительском собрании. Только так они чувствуют себя причастными к «правильной» жизни. Третьи с болезненной настойчивостью ищут признания и пытаются стать популярными.
О FoMO заговорили недавно, но этот синдром довольно стар. Как объясняют психологи, потребность знать, чем занимаются окружающие, и принимать в этом участие – один из механизмов выживания. Не заметишь вовремя, что соседи стали избегать грибной опушки, – и встретишь там медведя, который как раз собирался поужинать, причем отнюдь не грибами. Но в современном обществе стратегия, которая раньше нас выручала, превратилась в страх, отравляющий жизнь.