Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизньИстория

Гений чистой пустоты

Андрей Савченко, инженер.

Концепт-кар Sbarro Orbital с бесступичными колёсами, представленный на автосалоне в Женеве в 2009 году. Фото: Norbert Schnitzler/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0

Изобретение колеса перевернуло всю историю человечества. И, пожалуй, именно это изобретение сразу отделило человека от животных. Палочки, камни и другие «инструменты» вполне успешно используются самыми умными представителями фауны, но вот колесо — это признак настоящего Homo sapiens, который когда-то сообразил, что если в нечто круглое воткнуть палку, то такая штуковина сможет многое.

С помощью колеса, прежде всего, можно возить грузы и молоть зерно. «Блин», вырезанный из бревна, на деревянной оси оказался куда удобнее волокуши, а каменный жёрнов на мельнице позволил без особых усилий превращать в муку пшеницу и рожь. С тех пор люди продолжали изобретать колесо и весьма преуспели в этом. Оно породило наземный транспорт, для него были построены дороги, в том числе железные — колесо стало символом технического прогресса. За тысячелетия своего существования оно обзавелось спицами, шинами, подшипниками, тормозами. Но базовым элементом колеса всегда была:

Фото: michael avina/flickr.com

Ось...

Так и оставалась бы она на своём центральном месте, если бы в 1939 году в Италии не появился на свет человек по имени Франческо Зефферино Сбарро, будущий токарь и тракторист, ставший впоследствии знаменитым на весь мир… швейцарским автомобильным дизайнером.

Колесо и ось из ясеня, найденные в Люблянских болотах (Словения) и датируемые 3300—3100 годами до н. э. Уже 5000 лет назад в Европе существовали разные традиции изготовления повозок: где колесо крутилось на неподвижной оси или где колесо вращалось вместе с осью (как на фото). Фото: Petar Milošević/Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Похожая на сценарий фильма биография 18-летнего Франческо началась в 1957 году, когда охота к перемене мест и любовь к технике заставили его покинуть родную деревню Презичче и переехать в Швейцарию. За два года работы в кабине трактора на склонах предгорий Альп юноша не только изучил материальную часть, но и обзавёлся некоторым начальным капиталом. Это позволило ему открыть автомагазин в сотрудничестве с самим Карлом Боргвардом, известным немецким автомобильным конструктором. Именно тогда бывший тракторист решает проектировать и строить автомобили самостоятельно. Но по-настоящему фортуна улыбнулась Франческо после перехода к Джорджо Филипинетти, владельцу гоночной команды Scuderia Filipinetti. Сбарро поразил начальника своей работоспособностью, хваткой и целеустремлённостью. В результате бойкий и рукастый итальянец назначается в 20 лет главным механиком команды!

Молодой Франко Сбарро за рулём своего первого прототипа, 1959 год. Источник: Franco Sbarro. La mécanique dans le sang, sbarro.phcalvet.fr

Набираясь практического опыта, в 1965 году он строит на базе знаменитого Volkswagen Karmann Ghia 1600 свой первый спортивный автомобиль Coupe Filipinetti I, названный в честь шефа. А через пару лет из ворот скудерии выкатывается уже Coupe Filipinetti II.

Весной 1968-го Сбарро, сменивший имя Франческо на интернациональное — Франко, наконец-то обретает самостоятельность и создаёт в здании бывшей табачной фабрики собственную фирму ACA (Atelier de Construction Automobile). Помимо подготовки машин к соревнованиям здесь рождаются спортивный прототип Dominique III и дорожные варианты Ford GT40 и Lola T70 Slooghy.

С 1973 года Франко Сбарро — постоянный и желанный участник Женевских автосалонов, где каждый раз он представляет публике оригинальную новинку, а то и несколько, теперь уже именно в дизайнерском смысле. Без него Женевский салон напоминал, скорее, суп без соли или даже соль без супа. Что интересно, у нового дизайнера не было не только технического и художественного образования, но и какого-то определённого фирменного стиля — все его произведения словно созданы разными людьми. В этом заключается его главное отличие от итальянских «великих скрипичных мастеров» автодизайна, таких как Джакоза, Бертоне, Пининфарина или Джуджаро, почерк которых виден сразу. Но зато у Сбарро была неуёмная энергия на грани авантюризма и завидная плодовитость в идеях и их воплощении в металл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении