Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизньИстория

Гений чистой пустоты

Андрей Савченко, инженер.

Концепт-кар Sbarro Orbital с бесступичными колёсами, представленный на автосалоне в Женеве в 2009 году. Фото: Norbert Schnitzler/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0

Изобретение колеса перевернуло всю историю человечества. И, пожалуй, именно это изобретение сразу отделило человека от животных. Палочки, камни и другие «инструменты» вполне успешно используются самыми умными представителями фауны, но вот колесо — это признак настоящего Homo sapiens, который когда-то сообразил, что если в нечто круглое воткнуть палку, то такая штуковина сможет многое.

С помощью колеса, прежде всего, можно возить грузы и молоть зерно. «Блин», вырезанный из бревна, на деревянной оси оказался куда удобнее волокуши, а каменный жёрнов на мельнице позволил без особых усилий превращать в муку пшеницу и рожь. С тех пор люди продолжали изобретать колесо и весьма преуспели в этом. Оно породило наземный транспорт, для него были построены дороги, в том числе железные — колесо стало символом технического прогресса. За тысячелетия своего существования оно обзавелось спицами, шинами, подшипниками, тормозами. Но базовым элементом колеса всегда была:

Фото: michael avina/flickr.com

Ось...

Так и оставалась бы она на своём центральном месте, если бы в 1939 году в Италии не появился на свет человек по имени Франческо Зефферино Сбарро, будущий токарь и тракторист, ставший впоследствии знаменитым на весь мир… швейцарским автомобильным дизайнером.

Колесо и ось из ясеня, найденные в Люблянских болотах (Словения) и датируемые 3300—3100 годами до н. э. Уже 5000 лет назад в Европе существовали разные традиции изготовления повозок: где колесо крутилось на неподвижной оси или где колесо вращалось вместе с осью (как на фото). Фото: Petar Milošević/Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Похожая на сценарий фильма биография 18-летнего Франческо началась в 1957 году, когда охота к перемене мест и любовь к технике заставили его покинуть родную деревню Презичче и переехать в Швейцарию. За два года работы в кабине трактора на склонах предгорий Альп юноша не только изучил материальную часть, но и обзавёлся некоторым начальным капиталом. Это позволило ему открыть автомагазин в сотрудничестве с самим Карлом Боргвардом, известным немецким автомобильным конструктором. Именно тогда бывший тракторист решает проектировать и строить автомобили самостоятельно. Но по-настоящему фортуна улыбнулась Франческо после перехода к Джорджо Филипинетти, владельцу гоночной команды Scuderia Filipinetti. Сбарро поразил начальника своей работоспособностью, хваткой и целеустремлённостью. В результате бойкий и рукастый итальянец назначается в 20 лет главным механиком команды!

Молодой Франко Сбарро за рулём своего первого прототипа, 1959 год. Источник: Franco Sbarro. La mécanique dans le sang, sbarro.phcalvet.fr

Набираясь практического опыта, в 1965 году он строит на базе знаменитого Volkswagen Karmann Ghia 1600 свой первый спортивный автомобиль Coupe Filipinetti I, названный в честь шефа. А через пару лет из ворот скудерии выкатывается уже Coupe Filipinetti II.

Весной 1968-го Сбарро, сменивший имя Франческо на интернациональное — Франко, наконец-то обретает самостоятельность и создаёт в здании бывшей табачной фабрики собственную фирму ACA (Atelier de Construction Automobile). Помимо подготовки машин к соревнованиям здесь рождаются спортивный прототип Dominique III и дорожные варианты Ford GT40 и Lola T70 Slooghy.

С 1973 года Франко Сбарро — постоянный и желанный участник Женевских автосалонов, где каждый раз он представляет публике оригинальную новинку, а то и несколько, теперь уже именно в дизайнерском смысле. Без него Женевский салон напоминал, скорее, суп без соли или даже соль без супа. Что интересно, у нового дизайнера не было не только технического и художественного образования, но и какого-то определённого фирменного стиля — все его произведения словно созданы разными людьми. В этом заключается его главное отличие от итальянских «великих скрипичных мастеров» автодизайна, таких как Джакоза, Бертоне, Пининфарина или Джуджаро, почерк которых виден сразу. Но зато у Сбарро была неуёмная энергия на грани авантюризма и завидная плодовитость в идеях и их воплощении в металл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака

Есть ли вещества, которые могут содействовать здоровой адгезии при лечении рака?

Наука и жизнь
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Белковое изобилие Белковое изобилие

Белковые батончики, коктейли, протеиновые добавки популярны. Но безопасны ли?

Здоровье
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
В чем сила, ИИ? В чем сила, ИИ?

Сопоставим наши ожидания и реальное состояние разработок в сфере ИИ

Монокль
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда» Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда»

Гоша Куценко — о Будённом, лишних 12 кг и жизни после кино

Ведомости
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении