«Сахаров. Две жизни»: почему вам стоит посмотреть фильм о создателе водородной бомбы
Рассказывают сценарист Роман Супер и актер Алексей Усольцев.
21 мая, в день столетия Андрея Дмитриевича Сахарова, на платформе онлайн-кинотеатра KION от «МТС Медиа» состоится премьера фильма «Сахаров. Две жизни». Байопик покажет путь академика от одного из создателей первой советской водородной бомбы до правозащитника, известного почти во всем мире.
Картина поделена на две части – «две жизни», – которые соответствуют внутреннему состоянию главного героя.
Сахаров в первой части – это тот человек, который поступил на государственную службу и с 1948 по 1968 год участвовал в разработке термоядерного оружия в составе специальной группы ученых.
Сахаров во второй части – это правозащитник и диссидент, это мужчина, который семь лет находился в ссылке, который стремился предотвратить гуманитарную катастрофу и считал, что опасность не только в самом оружии, но и в том, в чьих руках оно оказалось.
Режиссер Иван Проскуряков и сценарист Роман Супер ранее уже работали вместе над биографическими картинами об Эдуарде Успенском и Кирилле Толмацком. Автором идеи и генеральным продюсером стал Игорь Мишин – он работал над созданием фильма три года. В роли самого академика Андрея Сахарова мы увидим актера Алексея Усольцева, а за кадром услышим голос Чулпан Хаматовой.
Мы поговорили с Романом Супером и Алексеем Усольцевым, чтобы узнать подробности о фильме и съемках.
Почему именно сейчас и именно об Андрее Сахарове?
Супер: Лет 7–8 назад я оказался в Музее-квартире Сахарова в Москве. Пошел туда собирать хронику, информацию, потому что Леонид Геннадьевич Парфенов меня взял в подмастерье для производства фильма о советском ядерном проекте. Понятно, что Сахаров – это одна из ключевых персон в этой истории.
В этой квартире-музее меня, что называется, «торкнуло». Я примерно представлял себе, кто такой Сахаров, но подробности его биографии не знал. И чем больше узнавал, тем больше понимал, что это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени тоже.
«Это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени»
У Парфенова фильма тогда не случилось по каким-то причинам. Но даром ничего не происходит. Все, что я тогда подхватил и чем тогда проникся, совпало с желаниями продюсера Игоря Мишина из «МТС Медиа» сделать такое кино.
Отношение к личности Андрея Сахарова
Усольцев: У меня было сложившееся мнение о Сахарове – и оно трансформировалось в лучшую сторону. Я помню этот Съезд народных депутатов. Помню, как был маленький, а Андрея Дмитриевича показывали по телевизору все время. Он меня чудовищно раздражал – странный голос, странная манера выражаться. Я совершенно не мог понять, что он хочет сказать. Ну и потом, я был все-таки довольно юн. Я не понимал, что за человек, почему он против нашего Советского Союза, такого прекрасного и замечательного, в котором я расту. Так мне казалось.
«Он меня чудовищно раздражал»
Когда я стал взрослее и, надеюсь, умнее (что совсем не факт), я как-то стал больше понимать про него. Но! Переворот случился как раз тогда, когда я стал читать сценарий. Там для меня открылись вещи, которые я не знал. Сахаров приобрел для меня статус супергероя – не в марвеловском варианте. Для меня он стал настоящим супергероем, который смог изменить судьбу.
«Для меня он стал настоящим супергероем, который смог судьбу изменить»
Например, я узнал, что он получал большие деньги за свои изобретения – и огромным поворотом для меня стало то, куда он их дел (накопленные деньги Андрей Сахаров пожертвовал Красному Кресту и онкологической больнице. – Прим. GQ). Потом несчастливая первая семейная история. Как актер, я человек жалостливый – меня такое подкупает.
Ну и сильный поступок – пойти против системы, иметь право, внутреннюю убежденность и сказать: «А я думаю вот так! И пожалуйста, выслушайте меня». У него хорошие идеи-то были, очень хорошие.
Супер: Когда я писал сценарий – «писал» можно взять отчасти в кавычки, потому что сценарий – это 99,9 % слова самого Сахарова, мною сконструированные в некую логичную последовательность. Так вот, когда я писал сценарий, я намеренно очень хотел отстраниться от собственных мнений, от самого себя.