Директора просто отказываются принимать в школу детей без регистрации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Анне Тер-Сааковой и Анне Ромащенко, борцам за права детей мигрантов

Анна Рыжкова

Из личного архива Анны Тер-Сааковой

Интеграционный центр «Такие же дети» выпустили памятки на семи языках, которые помогут мигрантам в Москве определить своих детей в школу. По Конституции право на образование имеет каждый ребенок в стране, но директора просто отказываются принимать в школу детей без регистрации, боясь нарушить несуществующий закон. Директор и координатор по работе с семьями этого центра Анна Тер-Саакова и Анна Ромащенко объясняют, как возникло такое противоречие и в какие службы обращаться за помощью

1. Почему детей, чьи родители находятся в России легально, все равно сложно устроить в школу?

Самый важный для нас тезис, который прописан в Конституции, — каждый имеет право на образование. 32 приказ Министерства образования и науки мешал детям попасть в школу, так как требовал московской регистрации. Комитет «Гражданское содействие» оспорил это, и тогда Верховный суд выпустил разъяснение к приказу, где черным по белому написано, что никакой регистрации не нужно. Но родители все равно каждый раз должны убеждать директора школы в том, что их ребенок имеет право учиться.

В прошлом году мы устраивали в школу пять детей из нашего центра. Стало понятно, что мы сходим с ума от обилия информации, и ее надо как-то систематизировать.

2. Если теперь требовать регистрацию незаконно, с чем возникают проблемы?

Не очень понятно поведение управления по миграции (сейчас является частью МВД). Каким-то чудесным образом школы штрафуют за наличие ребенка без регистрации, что не соответствует никаким существующим законам. А позиция руководителя департамента образования Москвы такова: детей мигрантов в школах нет! Нет детей — нет и проблем с ними.

3. Итак, родитель без регистрации, без знания русского языка приходит устраивать своего ребенка в школу, а с него все-таки требуют документ. Каков следующий шаг?

Смотря по каким причинам школа отказывает. Могут сказать, например, что нет мест. Тогда надо написать официальное письмо в управление образования и прикрепить письменный отказ. Ребенка должны распределить в ту школу, где есть места. Проблема в том, что многие школы не знают, как оформить ребенка без регистрации. Приходится проговаривать директору, что если он не примет ребенка, то нарушит Конституцию. Понятно, что немногие родители готовы ссориться с руководством школы, тем более что не все четко знают свои права. Мы ходим рядом. Некоторые наши дети зарегистрированы в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев, и когда директор видит логотип ООН, то реагирует иначе. Говорит: «То есть ребенок здесь легально?»

4. На кого рассчитаны памятки?

В первую очередь на родителей, это сокращенная версия. Есть еще отдельный восьмистраничный документ для волонтеров. Будут ли этому рады в школах, мы не знаем. Все зависит от человеческого фактора — мы в России все-таки. Сегодня тебе досталась добрая Тамара Петровна, вы с ней поболтали, поняли друг друга — и учится ребенок в школе. А досталась Василиса Прокофьевна — все, пиши пропало. Бывает, что приходится объяснять администрации школы, из-за каких обстоятельств родители уехали из своей страны, что такое Талибан… Иногда завуч школы видит ребенка и говорит: «Ой, какой милый мальчик! Как тебя зовут? Мансур? А что тебе больше всего нравится в России?» А мальчик из Афганистана говорит, что нравится по улицам спокойно гулять. И тогда завуч, растрогавшись, берет в школу ребенка, чтобы только у него мирное небо было над головой.

5. Проблемы в других странах с доступом к образованию идентичны?

Центр «Такие же дети» принял участие в Международном конгрессе по делам беженцев в Стамбуле на прошлой неделе. Мы пытались с участниками конгресса охватить вопросы, которые являются общими для всех стран. Если говорить о нашей проблеме доступа к образованию, то самое важное — это несовпадение уровня знаний ребенка с требованиями страны, в которую приехала его семья. Ребенок-девятиклассник приезжает из Узбекистана, но знает математику на уровне четвертого класса. Просто потому что там другая программа и школьная система. А времени наверстать упущенное тоже нет — есть только возможность попасть в класс и недоумевать, что происходит, вместе с учителями.

6. Какой выход вы видите?

Я считаю, что должны появиться государственные программы подготовки детей-инофонов в школах или в подготовительных классах при школах. На конгрессе также предложили трудоустраивать беженцев со специализацией врачей и учителей в больницы и школы. Интеграцию детей проще проводить, когда сами учителя владеют языком школьников, которые к ним приходят. Если человек родился в Киргизии и получил образование учителя русского, идеальный вариант для него — преподавать в русской школе, где есть дети, понимающие киргизский.

7. Какие сейчас есть возможности в России для мигрантов с таким образованием?

Обычно они идут работать либо дворниками, либо продавцами. Очень хорошо, когда в школы принимают учителей, которые сами имеют миграционный опыт. Испытывая некоторые проблемы с большим количеством детей в школе и не имея ресурсов, чтобы их развивать дополнительно, продвинутые директора специально нанимают преподавателей, знающих еще и язык детей мигрантов, которых приняли в школу. Но не все такие сознательные. Многие просто руководствуются принципом «понаехали тут» и не берут ни детей, ни учителей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Окинуть взглядом Окинуть взглядом

Какие ошибки ты допускаешь, когда хочешь сделать глаза больше и выразительнее

Лиза
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Иллюзия объективности Иллюзия объективности

Почему опасно бездумно полагаться на нейросети в образовании?

Монокль
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Все управляют всеми Все управляют всеми

Бизнес переживает смену управленческой парадигмы

Ведомости
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Дизайн человека Дизайн человека

Что такое Нuman design — красивая теория или опасный самообман?

Лиза
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Блогеров поймали на успех Блогеров поймали на успех

Налог на популярность: государство берет под контроль доходы блогеров

Монокль
Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса

Как Process и Task Mining демонстрируют весомую экономическую отдачу?

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения» Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения»

Почему на Западе не услышали своего главного пророка?

Монокль
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Роботы нуждаются в людях Роботы нуждаются в людях

Зачем бизнес стал активнее нанимать специалистов по робототехнике

Ведомости
Где в машинах искусственный интеллект? Где в машинах искусственный интеллект?

Многие водители уже вовсю пользуются ИИ, даже не осознавая этого

Men Today
Утро XXI век Утро XXI век

Юрий Колокольников о том, что хотят видеть, читать и слышать наши современники

Men Today
Шапито Шапито

«Скорее приезжайте в «Шапито»! Женщине плохо!»

Правила жизни
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
На капитанском мостике На капитанском мостике

Первая женщина-капитан атомного ледокола — о первом рейсе и трудностях в море

Лиза
Шок-контент! Шок-контент!

Полезен ли интернет-тренд на поедание сливочного масла вместо мороженого?

Лиза
Слава Никифоров Слава Никифоров

Слава Никифоров: стендап-комик, автор и актер «Кимура шоу», спортсмен и боец

Правила жизни
Держим Марка Держим Марка

Марк Эйдельштейн – об умении видеть красоту и проверке себя на черствость

VOICE
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Открыть в приложении