Директора просто отказываются принимать в школу детей без регистрации

Русский репортерОбщество

7 вопросов Анне Тер-Сааковой и Анне Ромащенко, борцам за права детей мигрантов

Анна Рыжкова

Из личного архива Анны Тер-Сааковой

Интеграционный центр «Такие же дети» выпустили памятки на семи языках, которые помогут мигрантам в Москве определить своих детей в школу. По Конституции право на образование имеет каждый ребенок в стране, но директора просто отказываются принимать в школу детей без регистрации, боясь нарушить несуществующий закон. Директор и координатор по работе с семьями этого центра Анна Тер-Саакова и Анна Ромащенко объясняют, как возникло такое противоречие и в какие службы обращаться за помощью

1. Почему детей, чьи родители находятся в России легально, все равно сложно устроить в школу?

Самый важный для нас тезис, который прописан в Конституции, — каждый имеет право на образование. 32 приказ Министерства образования и науки мешал детям попасть в школу, так как требовал московской регистрации. Комитет «Гражданское содействие» оспорил это, и тогда Верховный суд выпустил разъяснение к приказу, где черным по белому написано, что никакой регистрации не нужно. Но родители все равно каждый раз должны убеждать директора школы в том, что их ребенок имеет право учиться.

В прошлом году мы устраивали в школу пять детей из нашего центра. Стало понятно, что мы сходим с ума от обилия информации, и ее надо как-то систематизировать.

2. Если теперь требовать регистрацию незаконно, с чем возникают проблемы?

Не очень понятно поведение управления по миграции (сейчас является частью МВД). Каким-то чудесным образом школы штрафуют за наличие ребенка без регистрации, что не соответствует никаким существующим законам. А позиция руководителя департамента образования Москвы такова: детей мигрантов в школах нет! Нет детей — нет и проблем с ними.

3. Итак, родитель без регистрации, без знания русского языка приходит устраивать своего ребенка в школу, а с него все-таки требуют документ. Каков следующий шаг?

Смотря по каким причинам школа отказывает. Могут сказать, например, что нет мест. Тогда надо написать официальное письмо в управление образования и прикрепить письменный отказ. Ребенка должны распределить в ту школу, где есть места. Проблема в том, что многие школы не знают, как оформить ребенка без регистрации. Приходится проговаривать директору, что если он не примет ребенка, то нарушит Конституцию. Понятно, что немногие родители готовы ссориться с руководством школы, тем более что не все четко знают свои права. Мы ходим рядом. Некоторые наши дети зарегистрированы в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев, и когда директор видит логотип ООН, то реагирует иначе. Говорит: «То есть ребенок здесь легально?»

4. На кого рассчитаны памятки?

В первую очередь на родителей, это сокращенная версия. Есть еще отдельный восьмистраничный документ для волонтеров. Будут ли этому рады в школах, мы не знаем. Все зависит от человеческого фактора — мы в России все-таки. Сегодня тебе досталась добрая Тамара Петровна, вы с ней поболтали, поняли друг друга — и учится ребенок в школе. А досталась Василиса Прокофьевна — все, пиши пропало. Бывает, что приходится объяснять администрации школы, из-за каких обстоятельств родители уехали из своей страны, что такое Талибан… Иногда завуч школы видит ребенка и говорит: «Ой, какой милый мальчик! Как тебя зовут? Мансур? А что тебе больше всего нравится в России?» А мальчик из Афганистана говорит, что нравится по улицам спокойно гулять. И тогда завуч, растрогавшись, берет в школу ребенка, чтобы только у него мирное небо было над головой.

5. Проблемы в других странах с доступом к образованию идентичны?

Центр «Такие же дети» принял участие в Международном конгрессе по делам беженцев в Стамбуле на прошлой неделе. Мы пытались с участниками конгресса охватить вопросы, которые являются общими для всех стран. Если говорить о нашей проблеме доступа к образованию, то самое важное — это несовпадение уровня знаний ребенка с требованиями страны, в которую приехала его семья. Ребенок-девятиклассник приезжает из Узбекистана, но знает математику на уровне четвертого класса. Просто потому что там другая программа и школьная система. А времени наверстать упущенное тоже нет — есть только возможность попасть в класс и недоумевать, что происходит, вместе с учителями.

6. Какой выход вы видите?

Я считаю, что должны появиться государственные программы подготовки детей-инофонов в школах или в подготовительных классах при школах. На конгрессе также предложили трудоустраивать беженцев со специализацией врачей и учителей в больницы и школы. Интеграцию детей проще проводить, когда сами учителя владеют языком школьников, которые к ним приходят. Если человек родился в Киргизии и получил образование учителя русского, идеальный вариант для него — преподавать в русской школе, где есть дети, понимающие киргизский.

7. Какие сейчас есть возможности в России для мигрантов с таким образованием?

Обычно они идут работать либо дворниками, либо продавцами. Очень хорошо, когда в школы принимают учителей, которые сами имеют миграционный опыт. Испытывая некоторые проблемы с большим количеством детей в школе и не имея ресурсов, чтобы их развивать дополнительно, продвинутые директора специально нанимают преподавателей, знающих еще и язык детей мигрантов, которых приняли в школу. Но не все такие сознательные. Многие просто руководствуются принципом «понаехали тут» и не берут ни детей, ни учителей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Его очень жизненный путь Его очень жизненный путь

Венедикт Ерофеев: биография, мистификации и тайна

Русский репортер
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня Изнанка малого бизнеса: как структурировать процессы с первого дня

Истории малого бизнеса, который на ощупь выстраивал управление задачами

Inc.
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты Гравитационное микролинзирование помогло выявить систему из звезды, коричневого карлика и экзопланеты

Микролинзирование помогло обнаружить пару из красного и коричневого карликов

N+1
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Открыть в приложении