Руководство по выбору художника и современной живописи
Среди многообразия предметов декора, способных украсить домашний интерьер, особое элитарное место всегда занимали произведения живописи. Как сделать правильный выбор, чтобы пару лет спустя не пожалеть о приобретении, рассказывает художественный критик и искусствовед Андрей Ковалев
Винтернете вы вряд ли найдете конкретные рекомендации о том, что необходимо знать при покупке современной живописи. Многие удивленно скажут: «Какие тут могут быть рекомендации? Зачем они вообще?» Действительно, кажется: выбирай художника, описывай пожелания и жди результата. Однако это совсем не так. На российском рынке услуг художников творится настоящая неразбериха. Ежегодно на него проходит тысяча новых мастеров и такая же тысяча уходит. Постоянная текучка, отсутствие устоявшихся правил взаимоотношений между художниками и покупателями лишь усугубляют непонимание участников арт-рынка. Художники в буквальном смысле творят кто во что горазд, а большинство из них вовсе работают без соблюдения техники живописи и с не предназначенными для живописи материалами. Подавляющее большинство покупателей и заказчиков живописи лишь неосознанно подыгрывают художникам, совершая при этом первую и фатальную ошибку: они не думают, что у любой картины существует срок жизни и этот срок может быть весьма коротким.
В глазах обывателя все просто: купил или заказал живопись, оформил ее в красивую раму, поставил на стол или повесил на стену — и все, только протирай периодически пыль. Но вы даже не представляете, как быстро летит время... Уже через каких-то 20–30 лет — вместо, скажем, пары сотен, как тому положено, — большинство произведений современной живописи изменяются до такой неузнаваемости, будто картину каждую неделю на протяжении всего срока прокатывали под копировальным прессом: игра цветов пропадает, краски тускнеют, поверхность мутнеет, приятную глазу фактуру сменяют микротрещины и шероховатости.
Почему так происходит? Ответ на этот вопрос всецело зависит от такого понятия, как «качество живописи», то есть от правильного применения художником в процессе создания произведения технологии письма и художественных материалов. Именно от качества живописи будет зависеть, проживет ли картина с вами полноценную жизнь, порадует ли ваших потомков или же она обречена на быструю смерть.
Как выбрать художника?
Кажется, чем известнее художник, тем качественней его живопись. В реальности же большинство именитых художников пренебрегают не только техникой живописи, но и качеством художественных материалов как раз по причине своей популярности. Логика их примерно такая: «Я уже известен, мои работы все равно купят, а что будет с ними через 20–30 лет — не моя забота».
Поэтому выбирать известного художника не стоит, если вы не уверены в нем на все 100%. Однако зачастую даже ближайшее окружение художника не знает, как, чем и на чем он выполняет свои работы. Но все-таки впадать в противоположную крайность тоже не надо: ни в коем случае не выбираете художников, которые дешево ценят свои работы, — их живопись некачественная и, следовательно, недолговечная по определению. Лучше найти художника из золотой середины.
Где его найти?
Многие думают, что лучше разместить свой заказ на картину на профильных интернет-площадках (типа gallerix.ru, illustrators.ru и т. п.) — и художники найдут меня сами. Подавляющее же большинство профессиональных художников не сидят активно в онлайне и не следят за подобными заказами. На такие заказы реагируют только начинающие художники либо художники общего профиля.