Что случилось с первой матцею московского первопечатника?

Наука и жизньИстория

Об одном забытом слове

Денис Хотимский, Ph.D.

Гравюра Йоста Аммана из книги: Hans Sachs und Jost Amman. Das Ständebebuch.—Frankfurt am Main, 15681568. Иллюстрация: www.britishmuseum.org /CC BY-NC-SA 4.0

Весной 2017 года мне довелось редактировать книгу финской писательницы-документалиста Марьё Нурминен «Мир на карте», её выпуском на русском языке занималось московское издательство «Паулсен»1. Готовить книгу к печати — дело само по себе увлекательное, но мне оно подсказало и несколько проектов для души, которым я начал посвящать часть своего свободного времени. Нижеследующие заметки — результат одного из таких проектов.

Помощь «друкаря»

Книга Марьё Нурминен — это подробное и красочное повествование об истории навигации и картографии, картографических проекций и методов изготовления карт. На смену рукописной карте в XV веке приходит карта печатная. Для изготовления таких карт использовалось два основных метода: метод глубокой печати, при котором типографская краска заполняет углубления печатной формы, как в случае резцовой гравюры на меди, и метод высокой печати, когда краска наносится на выступающие элементы печатной формы, так делают гравюры на дереве — ксилографии. Но, пожалуй, наиболее известное приложение метода высокой печати — книгопечатание с подвижных (наборных) литер, появившееся приблизительно в то же время: краску наносят на печатную форму, а потом она под давлением пресса с печатной формы переносится на бумагу — получается оттиск. Технологию высокой печати Марьё Нурминен объясняет с помощью четырёх гравюр, взятых из книги Ханса Сакса и Йоста Аммана2 «Das Ständebuch» (Frankfurt am Main, 1568), одну из них, изображающую дуэт печатников, мы здесь воспроизводим. Посмотрите на неё внимательно.

Мастер справа держит в руках два предмета округлой формы. М. Нурминен называет их обобщённым термином tamponi и метафорически словами väripallo (красящий шар) и väritatti (красящий гриб). Нам нужно было найти русский эквивалент, однако слову «тампон», которое предлагалось в качестве перевода, в русском языке лишь немногим больше 150 лет, а метафоры терминами служить не могут.

Найти правильный термин — задача научного редактора. Решить её в этом случае оказалась куда сложнее, чем можно было ожидать: определить немецкий и английский эквиваленты труда не составило, но дальше... двуязычные словари оказались бесполезны — даже в самых толковых из них нужного мне слова не было...

И тут я вспомнил, что в Москве есть тот инструмент, для которого ищу русскоязычное название. Конечно! И обратиться за помощью мне надо к его «владельцу» — современнику Сакса и Аммана, «друкарю книг пред тем невиданных» Ивану Фёдорову.

Открытие памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве 27 сентября 1909 года. Фото С. Г. Смирнова/журнал «Огонёк», № 41, 1909 г./Wikimedia Commons/PD

Иван Фёдоров знаменит как московский первопечатник. Не он был изобретателем книжного пресса и шрифтового набора (эта честь принадлежит Иоганну Гутенбергу из Майнца), не он напечатал первую славянскую книгу (это сделал в 1491 году в Кракове Швайпольт Фиоль) и даже не он, а полочанин Франциск Скорина в 1517 году в Праге издал первую русскую книгу. Но именно Иван Фёдоров и его товарищ Пётр Тимофеев Мстиславец, работая в Москве в 1563—1565 годах, стояли у истоков книжного дела в российской столице, где ими был отпечатан «Апостол» — первая датированная книга, вышедшая из стен Московского печатного двора. Кроме того, Иван Фёдоров был выдающимся деятелем славянского Возрождения. До конца жизни (умер он в 1583 году, когда ему было за 60 или даже за 70) им были основаны ещё три типографии: в городах Заблудове и Остроге (Великое княжество Литовское), а также во Львове (Русское воеводство Польского королевства). Кстати, заметим: многие привыкли считать, что Фёдоров — фамилия. На самом деле, это именование по отцу, то есть отчество, о чём говорят подписи под позднейшими работами мастера — славянские, греческие и латинские. Так, например, в колофоне3 Острожской Библии он именует себя «Іоаном Ѳедоровым сыном з Москвы».

Памятник Первопечатнику — из самых известных в Москве: средства на него были собраны по подписке, продолжавшейся более тридцати лет; конкурс проектов выиграл скульптор Сергей Михайлович Волнухин (1859—1921); памятник был открыт в сентябре 1909 года, установлен первоначально в сквере рядом с Третьяковским проездом перед разобранной впоследствии стеной Китай-города; нынешнее расположение памятника в начале Театрального проезда — уже третье за истекший век… О памятнике Ивану Фёдорову написано так много, что нужно будет только найти его словесное описание, чтобы выяснить, как называется предмет, лежащий на скамье у колен мастера. Так мне думалось. Не тут-то было!

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». Напечатан Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем на Московском печатном дворе в 1564 году. Иллюстрация: Музей Книги — ГПНТБ Сибирского отделения РАН/PD

«Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение, — цитирует Википедия одну из москвоведческих книг. — Он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы “Апостола”. Левой рукой он придерживает печатную наборную доску, на скамье рядом с ним — ручной инструмент для нанесения типографской краски…».

Можете представить себе Петра Мстиславца, обращающегося к своему товарищу: «Иван Фёдорович, не помнишь ли, куда я положил вечор этот несчастный инструмент для нанесения типографской краски?» — «А посмотри-ка, Пётр Тимофеевич, вон в том медном сосуде с округлым дном, где варят настой из древесной золы, чтобы смывать типографскую краску с букв печатного набора…».

Две почтовые открытки (из коллекции автора статьи) с фотографиями памятника Ивану
Фёдорову. Слева: открытка 1954 года — на скамье нет матцы, но лежит лист бумаги, закру-
ченный вниз, под скамью. Справа: открытка 1955 года — скамья совершенно пуста.

Однако шутки в сторону, складывалась почти классическая ситуация: предмет есть, а слова нет! Пришлось браться за дело всерьёз: углубиться в источники да ссылки, которые в конце концов привели меня в 70-е годы XIX века к работам Василия Егоровича Румянцева (1822—1897). Археолог, многолетний сотрудник Московского археологического общества и редактор его учёных трудов, Румянцев, будучи инспектором Синодальной типографии (так с 1721 года стал называться Московский печатный двор), занимался описью старопечатных книг, находившихся в её архиве. Ему принадлежит заслуга систематизации ранних русских типографских терминов и связанное с ними наблюдение об источниках московского книгопечатания. Поэтому предоставим слово самому Василию Егоровичу. Вы услышите много необычных, но очень интересных слов:

«У кого и гдѣ именно выучились первоначально москвичи книжному, а вмѣстѣ съ нимъ и гравюрному печатанiю, остается и до сихъ поръ неизвѣстнымъ; видно только, что книгопечатаніе, со всѣми принадлежащими къ нему мастерствами: гравированіемъ, пунсоннымъ и словолитнымъ дѣломъ, пришло къ намъ не изъ Германіи и не изъ Даніи, какъ большею частію думаютъ, а изъ Италіи, и вѣроятно изъ Венеціи. На италiянское происхожденіе нашего книгопечатанія указываютъ самые типографскіе термины и техническіе названія, встрѣчающіеся въ древнѣйшихъ документахъ, близкихъ по времени къ основанію Московской Типографіи, и даже въ послѣсловіяхъ къ первопечатнымъ нашимъ книгамъ. Термины эти, всѣ безъ исключенія, заимствованы съ языка италiянскаго, а не съ нѣмецкаго, на которомъ они звучатъ совершенно иначе, именно: тередорщикъ (печатникъ), по италіянски tiratore, по нѣмецки drucker; батырщикъ (набойщикъ или накладчикъ краски на литеры), по италіянски battitore, по нѣмецки auftrager; піанъ (піямъ, верхняя доска въ печатномъ станкѣ для давленія), по итал. piano, по нѣм. tiegel; тимпанъ (четырехъугольная рама при станкѣ, которую прежде оклеивали пергаментомъ и на которую накладывается печатающійся листъ), по итал. timpano, по нѣм. deckel; фрашкетъ (которымъ закрывается этотъ листъ), по итал. frascato, по нѣм. rämchen; маца (кожаный, набитый шерстью мѣшечекъ съ рукоятью для набивки краски на литеры), по итал. mazza, по нѣм. ballen; марзанъ (брусокъ, вкладываемый въ наборныя формы тамъ, гдѣ должны оставаться поля или края въ книгѣ), по итал. margine, по нѣм. stege; пунсонъ (стальная буква для пробивки матрицъ), по итал. punzone, по нѣм. stempel; наконец штанба (книгопечатное заведеніе), по итал. stampa, по нѣм. приблизительно druckerei»4.

Памятник Ивану Фёдорову в Москве (фрагмент). Скульптор С. М. Волнухин. Фото Андрея Лисинского, 2020 год

Таким образом, слово было найдено — мáца! Или иначе — мáтца, что облегчает образование падежных форм и производных слов. Сразу заметим: написание «мáтца» (мн. число — мáтцы, род. падеж мн. числа — мáтец, прил. — мáтечный) встречается практически повсеместно в средневековых русских текстах и преобладает вплоть до середины XIX века, то есть, до тех пор, пока и сам инструмент, и слово, его обозначающее, были в деле. C выходом матец из употребления, когда осталась нужда лишь в именительном падеже для словарных статей, буква «т» из слова выпала. Для удобства дальнейшего изложения я стану пользоваться традиционным написанием «мáтцы», за исключением цитат.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петербургские «Кресты» Петербургские «Кресты»

Имена арестантов «Крестов» вошли в учебники, само здание — памятник архитектуры

Дилетант
Химия и пол Химия и пол

Ксения Рождественская об «Опасном элементе» Марджан Сатрапи

Weekend
Вспоминая «Пасвик» Вспоминая «Пасвик»

Вся живая природа Севера подчинена жёсткому ритму

Наука и жизнь
Испанский красный Испанский красный

Дизайнер Хайме Берьестайн оформил квартиру в Барселоне для американской семьи

AD
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Что на самом деле измеряют тесты интеллекта Что на самом деле измеряют тесты интеллекта

А что же это такое – интеллект?

Популярная механика
Скульптор Антон Иванов Скульптор Антон Иванов

Созданные Антоном Ивановым произведения стали достоянием отечественной культуры

Наука и жизнь
7 причин, почему тебя мучает жажда, даже когда пьешь воду ведрами 7 причин, почему тебя мучает жажда, даже когда пьешь воду ведрами

С этим лучше не шутить

Playboy
Как правильно стимулировать клитор девушке: 12 советов от экспертов Как правильно стимулировать клитор девушке: 12 советов от экспертов

Отправь ее на седьмое небо

Playboy
И без пластики обошлись: звезды с птозом верних век, которых это не смущает И без пластики обошлись: звезды с птозом верних век, которых это не смущает

Некоторые знаменитости не комплексуют и умеют превращать недостатки в изюминку

Cosmopolitan
Удачное преображение: как изменился Александр Ревва после пластики Удачное преображение: как изменился Александр Ревва после пластики

Александр Ревва смог превратиться из комика в брутального мужчину

Cosmopolitan
«Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки «Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки

Как за несколько лет собрать такую коллекцию, чтобы за ней охотилась Третьяковка

Forbes
Восточная Европа оказалась родиной современных страусов Восточная Европа оказалась родиной современных страусов

Первые страусы появились в Северо-Западном Причерноморье

N+1
В чем секрет сверхвыносливости верблюдов В чем секрет сверхвыносливости верблюдов

Что есть у верблюдов, чего не хватает людям и многим другим животным?

СНОБ
Правила жизни принцессы Дианы Правила жизни принцессы Дианы

Правила жизни принцессы Уэльской Дианы

Esquire
Когда в город войдут танки: история инженерной мысли Когда в город войдут танки: история инженерной мысли

Каким образом учитывать возможность ведения боя в городе для танка?

Популярная механика
Почему авокадо полезно: научные аргументы Почему авокадо полезно: научные аргументы

Как выбирать, хранить и готовить авокадо

РБК
«Защищая Джейкоба»: Капитан Америка против всех «Защищая Джейкоба»: Капитан Америка против всех

Каково это — подозревать своего ребенка в самом страшном

Psychologies
Прокололась... Прокололась...

За своими словами стоит следить всегда, особенно на работе

Лиза
Как быстро заснуть и не чувствовать себя разбито на следующий день: 9 верных советов Как быстро заснуть и не чувствовать себя разбито на следующий день: 9 верных советов

Наверняка тебе знакомо это состояние двухчасового рассматривания потолка

Playboy
Изобретение штрих-кода: как в 1974 опознали первую жвачку Изобретение штрих-кода: как в 1974 опознали первую жвачку

Ничто так не изменило облик современной торговли, как штрих-код

Популярная механика
Одна вокруг света. Ашрам и узкие горные тропы Одна вокруг света. Ашрам и узкие горные тропы

80-я серия о кругосветном путешествии: Гималаи и святое озеро Саттал

Forbes
Славы много, денег мало: почему авторы видео в TikTok переходят на другие платформы Славы много, денег мало: почему авторы видео в TikTok переходят на другие платформы

У TikTok нет системы монетизации, бренды не понимают, как на ней продвигаться

VC.RU
Wok’n’Roll Wok’n’Roll

Почему в России набирает популярность паназиатская кухня?

Bones
Девушка, вы выходите? Девушка, вы выходите?

Как проходят онлайн-курсы «Как выйти замуж за иностранца»

Cosmopolitan
Ворочают миллионами: сколько зарабатывает десятка самых богатых русских звезд Ворочают миллионами: сколько зарабатывает десятка самых богатых русских звезд

Сколько зарабатывают и на что тратят деньги самые богатые русские звезды до 40?

Cosmopolitan
«Дарвинизм в XXI веке» «Дарвинизм в XXI веке»

Отрывок из книги Бориса Жукова о современном состоянии теории эволюции

N+1
Секс-бомба с дислексией и жена миллиардера: неожиданные факты о Сальме Хайек Секс-бомба с дислексией и жена миллиардера: неожиданные факты о Сальме Хайек

Сальма Хайек — из тех актрис, которые упорно работают над карьерой

Cosmopolitan
The Scientist (США): новые открытия в анатомии человека The Scientist (США): новые открытия в анатомии человека

Ученые открыли новые части человеческого тела и перевернули прежние заблуждения

ИноСМИ
Родителей не выбирают: звезды, выросшие в семьях преступников, – жуткие истории Родителей не выбирают: звезды, выросшие в семьях преступников, – жуткие истории

Звезды, чьи родители когда-то ступили не на ту дорожку

Cosmopolitan
Открыть в приложении