Рекорд тревожности: как журналист создал сервис для релаксации и привлек более $7 млн
Приложение Endel, которое создает музыкальный фон для сна и концентрации, основали в 2018 году шестеро российских предпринимателей во главе с бывшим журналистом Олегом Ставицким. Поначалу фаундеры не воспринимали проект как приоритетный. Все изменилось после акселератора Techstars Music для музыкальных стартапов. За ним последовали контракт с Warner Music и коллаборации с известными музыкантами, в том числе канадской певицей Grimes. Последний проект, Wind Down, компания выпустила 18 марта 2022 года с обладателем Грэмми — британским певцом Джеймсом Блейком
Основатель Endel Олег Ставицкий надевает наушники и ложится на диван в своем берлинском офисе. На 20 минут он хочет отключиться от дел и отдохнуть. Для этого он запускает приложение Endel. С помощью технологии на основе искусственного интеллекта оно генерирует персонализированный музыкальный фон в зависимости от настроения пользователя, его местоположения, погоды за окном и других данных.
Приложение Ставицкий задумал в 2017 году, когда увидел тренд на функциональную музыку — она помогает человеку сфокусироваться на рабочих задачах или учебе, снять стресс или подготовиться ко сну. У запущенного в 2018 году стартапа контракт с Warner Music и коллаборации с мировыми звездами — Grimes, Miguel, Джеймсом Блейком. С момента запуска приложение скачали более 2 млн раз.
Звуки касаний
Олег Ставицкий начинал карьеру журналиста в специализированных медиа об играх — «Игромания» и F5. Играми он увлекался с детства: «Они тогда считались занятием для нердов («ботаников». — Forbes). Я же думал о них, как о недооцененным виде искусства», — вспоминает предприниматель.
За семь лет работы Ставицкому наскучило писать о чужих проектах и он задумался о запуске своего. В 2011 году открыл агентство по разработке мобильных приложений и сервисных продуктов A&P Media вместе с основателем маркетинговой компании «Ашманов и партнеры» Игорем Ашмановым, с которым познакомился через подругу. За год до этого на рынке появился первый iPad, и приложения казались Ставицкому «перспективным направлением».
Развивать бизнес вчерашнему журналисту оказалось тяжело — в интервью журналу Inc. Russia Ставицкий признавался, что в первые два года «нервно спал на мокрых простынях по четыре часа» в сутки. Желая отвлечься, в 2013 году он запустил сторонний проект — детское приложение Bubl для iPad. Оно помогало ребенку через игру развивать художественное восприятие формы, цвета и звука.
На запуск Ставицкого вдохновило приложение Bloom пионера музыкального жанра эмбиент Брайана Ино. Оно позволяло пользователю создавать музыку, прикасаясь к экрану. «Это было первое приложение, которое я показал дочери. И меня сильно впечатлило, как она нажимает на iPad и генерит реальный эмбиент, который приятно слушать», — вспоминает предприниматель.
В новый проект Ставицкий пригласил художника Протея Темена, которого знал заочно по «московской медиа- и дизайн-тусовке нулевых». Вскоре к ним присоединились друг Ставицкого по старшей школе Филипп Петренко, композитор и саунд-дизайнер Дмитрий Евграфов, продюсер Дмитрий Безуглый, который выпускал мобильные игры и продукты в Калининграде, и его партнер Кирилл Булацев. Последних Ставицкий нашел через знакомых. Все партнеры получили доли в проекте, но их размер они не раскрывают. В том же 2013 году на разработку сервиса команда привлекла $200 000 от бизнес-ангелов, в том числе основателей фонда Impulse VC Кирилла Белова и Григория Фирсова.
За год команда выпустила еще три приложения для детей до шести лет под брендом Bubl, а в 2014-м продала компанию немецкому разработчику и паблишеру приложений Fox & Sheep (в 2015 году компанию Fox & Sheep купил производитель немецких детских товаров Haba). Ставицкий не раскрывает сумму сделки. В конце 2015 года он переехал в Берлин. За ним подтянулась вся команда.
Как лекарство
В 2017 году Ставицкий продал долю в A&P Media (детали сделки он не раскрывает). В том же году все шесть фаундеров ушли из Haba и начали разработку нового проекта — онлайн-игры Dubl Crash. За год основатели вложили в него порядка €180 000, которые привлекли от инвесторов из игровой индустрии. Но игра, по словам Ставицкого, не полетела — получила «низкие показатели по возвращаемости пользователей и конверсии в покупку». В конце года команда решила заморозить проект и запустить стартап, который смог бы заработать деньги на доработку игры.