Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

РБКОбщество

«Уберизаторы» мусора

Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

Текст: Ирина Юзбекова
Фото: Ирина Белоносова для РБК

Пока государство пробует «обелить» мусорный рынок через реформу «сверху», в стране растет число энтузиастов, которые «снизу» пытаются приучить жителей городов к раздельному сбору бытовых отходов — ключевой потребительской привычке в комплексе целей зеленой экономики. Журнал РБК узнал у основателей проектов-первопроходцев, какие модели они внедряют и реально ли заработать на экологически ответственных россиянах.

Uber для мусора

Проект: Sborbox
Концепция: Вывоз мусора из квартир
Место: Москва
Основатели: Андрей Сычев, Михаил Морозов
Инвестиции: $1 млн

Сервис Sborbox — пионер внедрения бизнес-модели экономики совместного потребления (sharing economy) в мусорной индустрии. Проект придумали в 2018 году предприниматели Андрей Сычев и Михаил Морозов. Название взяли из общего профессионального прошлого — партнеры, знакомые около десяти лет, когда-то вместе работали на спортивном медиапортале Sportbox.ru (входит в холдинг «Матч!»). В новую для обоих сферу первым занесло Сычева — он стал сотрудником оператора по перевозке твердых бытовых отходов «Город99» и придумал модель «Uber для мусора», а затем позвал присоединиться к проекту бывшего коллегу.

Суть концепции Sborbox — создание сети специалистов по сбору нескольких видов отходов из квартир (сборщиков). Сборщики, по замыслу Сычева и Морозова, должны стать посредниками между населением и компаниями, заинтересованными во вторсырье. Рекрутируются специалисты в основном из числа дворников — сервис обещает им дополнительный доход до 20 тыс. руб. в месяц. Чтобы заработать эти деньги, сборщик должен регулярно забирать из оговоренного места в подъезде вынесенные жильцами — участниками проекта пакеты с вторсырьем — макулатурой, пластиковыми (ПЭТ) бутылками, алюминиевыми и консервными банками. По словам основателей Sborbox, у сервиса уже более 200 партнеров-сборщиков. Часть из них получают на дополнительную работу разрешение от управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом, рассказывают предприниматели.

Пользователи Sborbox могут связаться со сборщиком или оставить заявку на появление сборщика в своем подъезде через одноименное мобильное приложение. Совокупная аудитория сервиса — несколько тысяч человек, а доступен он около 100 тыс. человек, уточняют Сычев и Морозов. В приложении есть функция уведомления сборщика о выставлении мусора в подъезд. После ее активации сборщик собирает пакеты, сортирует вторсырье и в собственном интерфейсе создает заявку на продажу отходов. В феврале 2019 года с помощью Sborbox было собрано 30 т вторсырья, говорит Морозов.

Следующий участник цепочки — перевозчик. Сейчас со Sborbox сотрудничают несколько частных перевозчиков и одна транспортная компания, которую создатели не называют. Ее грузовики покупают вторсырье у сборщиков и перепродают его переработчикам. В приложении можно узнать, где находится ближайший пункт приема того или иного вида вторсырья.

Sborbox уже привлек именитого инвестора — $1 млн в течение полутора лет в стартап согласился вложить Equity Algorithm, венчурный фонд бывшего заместителя руководителя медиахолдинга ВГТРК Дмитрия Медникова (ВГТРК — эксвладелец Sportbox.ru). Equity Algorithm также должен подыскать проекту стратегического партнера, рассказал Медников журналу РБК. «Переработка отходов — один из самых быстрорастущих сегментов в мире, он будет только развиваться», — объяснил Медников логику инвестиции.

Cервис работает бесплатно, но рассматривает несколько моделей монетизации, говорит Морозов. Одна из идей — взимание комиссии с участников цепочки оборота вторсырья, прежде всего с перевозчиков. «Мы собираемся масштабировать бизнес и подключать больше домохозяйств, в идеале — всех», — делится планами сооснователь Sborbox.

А пока проект может похвастаться высоким уровнем лояльности аудитории: 95–97% пользователей, которые скачивают приложение, остаются его клиентами, радуется Медников.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию.

Такси для пластика

Проект: «Экотакси»
Концепция: Транспортировка мусора частными водителями
Место: Челябинск, Волгоград, Москва
Основатель: Дмитрий Закарлюкин
Инвестиции: до 100 тыс. руб.

По другой модели работы с отходами пошел предприниматель Дмитрий Закарлюкин. До 2012 года он работал в сфере рекламы и маркетинга. Однажды друзья предложили организовать волонтерскую уборку на берегах озер в родном Челябинске — так он увлекся темой защиты окружающей среды, а спустя год решил превратить увлечение в бизнес. Сервис Закарлюкина «Экотакси» посредничает между населением и заводами-переработчиками, зарабатывая на комиссии за вывоз сортированных отходов.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию. Первым оператором и водителем «Экотакси» в 2013 году был сам Закарлюкин — сначала он оплачивал и развитие сайта, и топливные расходы. Однако со временем обслуживание машины легло на плечи пользователей — для физлиц выезд «Экотакси» в Челябинске сегодня стоит 200 руб., для юрлиц — 300 руб. Совокупные инвестиции на запуск сервиса ограничиваются 100 тыс. руб. «Это небольшие деньги», — оценивает Закарлюкин.

Модель оказалась востребованной. Сначала «Экотакси» собирало три вида отходов — ПЭТ-бутылки, макулатуру и стекло (дальше собранное сырье отвозится на переработку). Однако основатель проекта заметил у аудитории стойкий интерес к утилизации батареек. На одном из экологических форумов Закарлюкин поделился наблюдением с владельцем и директором челябинского завода «Мегаполисресурс» Владимиром Мацюком (и так способствовал появлению на Урале первого в стране предприятия по переработке батареек.

Парк «Экотакси» в Челябинске со временем вырос до четырех автомобилей. В основном это минифургоны, говорит Закарлюкин. Остальные водители работают по франшизе — основатель обучает партнеров, а взамен берет 25% от их прибыли. «В партнеры много кто просится, но в основном экоактивисты-мечтатели, которые не способны поднять проект. Поэтому я не на все франшизные заявки отвечаю положительно», — делится основатель компании. Аудитория «Экотакси» в Челябинске — около 2 тыс. пользователей.

В 2018 году сервис начал региональную экспансию — партнеры проекта появились в Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех городах пока работает по одной машине. Стоимость разнится: если в Перми и Волгограде выезд «Экотакси» стоит столько же, сколько в Челябинске, то в Петербурге услуга стоит 400 руб. для граждан и 600 руб. для компаний, а в Москве — рекордные 1000 руб. (для всех категорий клиентов).

Столичные расценки Закарлюкин называет «вынужденной мерой из-за особенностей логистики»: «Экотакси» становится элитной услугой. Им пользуются те, у кого есть деньги и кто сознательно не хочет отправлять отходы в Ярославскую область».

Курьер для вещей

Проект: «Собиратор»
Концепция: Сбор отходов и вещей для благотворительности
Место: Москва
Основатель: Валерия Коростелева, Леонид Синицын
Инвестиции: 400–600 тыс. руб. в месяц

Основатели «Собиратора» Валерия Коростелева и Леонид Синицын еще в 2014 году начали поддерживать тему ответственного потребления — ради этого они даже организовали общественное экологическое движение «Раздельный сбор». Новый проект активисты запустили в сентябре 2018 года. «Собиратор» — социальный сервис по сбору вторсырья на переработку, а также вещей для благотворительных фондов и приютов для животных.

Житель Москвы может заказать на сайте проекта курьера, который приедет на машине и заберет отходы по любому адресу в пределах МКАД. За день автомобиль может объехать 25 адресов. За месяц компания отрабатывает 500–650 бесплатных заявок. «Иногда люди объединяются с соседями и друзьями. Мы не работали в новогодние праздники, а сразу после этого получили сто заявок», — рассказывает Коростелева.

График бесплатной машины расписан на несколько месяцев вперед. Собранные вещи автомобиль отвозит на склад, где активисты «Собиратора» распределяют их для предприятий по переработке и благотворительных фондов, а потом развозят по нужным адресам. У проекта есть и пункт приема, куда пользователи сами могут привозить вещи.

«Собиратор» принимает макулатуру, стекло, металл, тетрапак, некоторые виды полиэтилена, электронику, аккумуляторы от портативной техники, одежду, обувь, игрушки и другие отходы. В 2012 году Коростелева уже запускала прототип «Собиратора» — карту попутчиков, которые по дороге в пункт приема вторсырья могли забрать отходы у других людей. «Тогда было мало пунктов приема, и через всю Москву редко кто ездил сдавать отходы», — вспоминает она.

Окупить проект за счет продажи вторсырья невозможно и сегодня. Работа «Собиратора» обходится в 400–600 тыс. руб. в месяц, деньги идут на аренду двух складов, автомобиля, топливо и другие цели. Несколько сотен тысяч рублей удается получить за счет продажи вторсырья и пожертвований, остальное покрывают вложения основателей. «Собиратор» не берет денег с жителей Москвы, чтобы «как можно больше людей участвовали в проекте и формировали новые привычки», объясняет Коростелева.

Месяц назад компания также запустила экотакси — платный сервис по вывозу вторсырья. Автомобиль можно заказать за 1 тыс. руб. в пределах МКАД и за 1,5 тыс. руб. для поездки в область. В первый месяц работы у этого направления появилось 150 клиентов, и их число растет, заключает Коростелева.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов

Как подступиться к устрицам тем, кто давно хочет их попробовать

Правила жизни
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России

Смогут ли роботы заменить следователей и нужно ли это?

Inc.
Токсичный заряд Токсичный заряд

Кто и зачем перерабатывает батарейки и аккумуляторы

РБК
Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку

Чем процесс пробуждения отличается от процесса засыпания?

ТехИнсайдер
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка

Субмарининг: что это такое и почему люди так себя ведут?

VOICE
Маттиас Шепп: «Немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России» Маттиас Шепп: «Немецкие компании были, есть и будут чемпионами локализации в России»

Что мотивирует немецкий бизнес на инвестиции в России

РБК
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Ани Лорак: Ани Лорак:

«Хочу быть счастливой и буду!» — сказала себе однажды Ани Лорак

Караван историй
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Как правильно тормозить на механике: пошаговая инструкция для начинающих Как правильно тормозить на механике: пошаговая инструкция для начинающих

Как правильно тормозить на машинах с механической коробкой передач?

РБК
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Дневник Дневник

Как ведение дневника помогает услышать себя? Личные истории наших героинь

Здоровье
Стол, стул и — внезапно — лавка Стол, стул и — внезапно — лавка

Как студент МГУ стал ремесленником, почему его первая работа называется «Своды»

Монокль
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Твоя принцесса в другом замке: самые безумные фанатские теории о Супер Марио Твоя принцесса в другом замке: самые безумные фанатские теории о Супер Марио

Весь мир — театр, а Марио — коммунист: самые нелепые теории о мире Супер Марио

Правила жизни
Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино» Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино»

Все гладко складывается только в плохом кино

Коллекция. Караван историй
Мировой экономике становится все хуже Мировой экономике становится все хуже

Почему мировая экономика продолжает замедляться

Монокль
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Выдыхаем после форума Выдыхаем после форума

Отрывки из путеводителя «Владивосток и окрестности»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении