Попали в историю
Какие цифровые данные ежедневно оставляют пользователи в Сети и для чего их собирают
Практически каждое действие, которое мы совершаем в интернете, оставляет свой цифровой след. Храниться он может бесконечно долго. Вопрос лишь в том, когда и кто решит воспользоваться этой информацией без нашего ведома.
Посещая сайты, подписываясь на рассылки или публикуя сообщения в социальных сетях, около 5,2 млрд пользователей интернета по всему миру постоянно распространяют информацию о себе, иногда даже не подозревая об этом. В России на начало 2024 года насчитывалось 130,4 млн интернет-пользователей, и каждый из них в той или иной мере оставлял свой след в сети. Разберемся в том, что такое цифровой след, можно ли его «замести» и как сбор информации о пользователях регламентирован с точки зрения закона.
Виды цифровых следов
Цифровой след — это информация, которая остается в интернете или компьютерных системах в результате действий человека. Существует два типа цифрового следа — активный и пассивный.
Активный состоит из сведений, которые пользователь публикует в Сети по собственной инициативе. Сюда относятся посты в соцсетях, заявки на участие в конкурсах, заполненные формы и анкеты.
Пассивный цифровой след — это сведения, которые собирают сайты, приложения или «умные» устройства. Это могут быть:
- персональные данные (имя, возраст, пол);
- поведенческие данные (история поиска, просмотренные страницы);
- финансовые данные (история покупок, информация о банковских картах);
- геолокационные сведения (местоположение, IP-адрес);
- технические данные (тип устройства, операционная система).
Анализируя действия пользователя в интернете, можно влиять на его поведение, предлагать ему услуги и товары, в которых есть актуальная потребность. Такие данные используются компаниями для лучшего таргетирования (адресации) рекламы, а также для сбора аналитики, необходимой для принятия бизнес-решений.
Например, пользователь посетит сервис по поиску авиабилетов, ничего не купит, но его интерес уже будет зафиксирован различными системами. С большой степенью вероятности этот человек уже в ближайшее время увидит на разных сайтах рекламу рейсов в город, который его интересовал, расположенных там гостиниц или доступных экскурсий. А когда все-таки купит билет, получит от банка ненавязчивое сообщение: «Собираетесь в путешествие? Не забудьте купить страховку».
Методы сбора информации
Самый распространенный способ собрать информацию о пользователях — это куки-файлы (cookies). Так называется инструмент, который позволяет владельцам сайтов отслеживать активность на их страницах. Они фиксируют, какие действия пользователь совершал и какие настройки устанавливал. Скажем, для сервиса поиска авиабилетов из примера выше будут собраны такие данные, как язык браузера, валюта для оплаты, планируемые к посещению города, даты путешествия, а также характеристики заказа, добавленного в корзину.
Куки могут интегрироваться с другими данными. Так, если пользователь входит в учетную запись через аккаунт соцсети, владелец сайта видит не анонимного посетителя, а вполне конкретного человека с набором личной информации. Эти сведения можно использовать для персонализации контента, который видит пользователь.
В теории согласие на обработку куки-файлов — дело добровольное, и пользователь может его не давать. Но в реальности многие сайты перестают работать корректно, если отказаться от использования cookies, ведь благодаря их передаче ускоряется авторизация, сохраняются персональные настройки страниц.
Есть и другие способы отслеживания активности в интернете, и один из них — через разрешения, которые пользователи дают мобильным приложениям. Приложения чаще всего передают информацию о местонахождении пользователя — такие сведения помогают рекламодателям точнее таргетировать объявления. Например, показать рекламу торгового центра в тот момент, когда пользователь находится недалеко от него.
Кроме того, приложения могут получить информацию об истории интернет-заказов и поиска, а также финансовых транзакциях. По данным платформы для проведения рыночных исследований Gitnux, мобильные устройства к началу 2024 года генерировали 53,3% мирового интернет-трафика. Так что с их помощью бизнес также может получить большой объем информации, полезной для использования в маркетинговых целях.