Что такое эффект Стрейзанд: как работать с компроматами
Что делать, если в интернет попала нежелательная информация, с помощью которой вас легко скомпрометировать? Как ни странно, прежде всего не спешить ее удалять, чтобы не привлечь к себе еще больше внимания. Рассказываем, что такое эффект Стрейзанд, простыми словами и что на самом деле поможет вам выйти из неприятной ситуации с минимальными потерями.
Что такое эффект Стрейзанд
Эффект Стрейзанд — это явление, при котором попытка скрыть какую-либо (обычно негативную) информацию делает ее более заметной и обсуждаемой. Как правило, такими компроматами становятся фотографии, видео- или аудиозаписи, размещенные в интернете без согласия их участника.
Этот феномен назвали в честь его первой жертвы — американской певицы Барбары Стрейзанд, которая хотела удалить компромат на себя из интернета. В 2002 году ее особняк в Калифорнии попал на фотографии Каннета Адельмана, снимавшего побережье для правительственного проекта California Coastal Records Project.
По итогу в сети было размещено около 12 тысяч фото с разными домами на побережье, среди которых оказался и особняк певицы
Стрейзанд показалось, что это нарушает личную жизнь. В 2003 году она подала на фотографа в суд, потребовав компенсацию за материальные убытки и запрет на демонстрацию и распространение фотографий ее дома. Однако суд отклонил иск певицы, а сам процесс и желание удалить компромат обратили на себя внимание публики и СМИ: только за один год вышло более 60 публикаций о скандале. Так, попытка Стрейзанд изъять фото из интернета лишь способствовала большему распространению компромата.
С чем связан эффект Стрейзанд
Специалисты считают, что эффект Барбары Стрейзанд связан с теорией обратного действия цензуры, когда она не подавляет альтернативные мнения, а создает и распространяет их. Также это можно объяснить процессом обращения информации: опровергать — значит повторить факт.
Чем больше повторить информацию, тем более сильное внимание она привлечет
Кроме того, синдром Стрейзанд объясняют теорией о повестке дня, когда медиа не меняют мнения людей, но влияют на их мысли в течение дня: если в СМИ был опубликован какой-либо факт/заявление и впоследствии появляется новость об их удалении, в обществе возникает мнение, что эта информация крайне важна.