Олег Неретин — о том, насколько просто зарегистрировать патент в России

РБКНаука

Олег Неретин: «Не дайте конкурентам зарабатывать на вашей идее»

Беседовала Юлия Макарова

Олег Неретин, директор Федерального института промышленной собственности (ФИПС), подведомственного Роспатенту. Пришел в ФИПС в 2016 году, занимал в институте различные должности, в том числе советника директора и главного научного сотрудника. Доктор экономических и кандидат политических наук.

Зарегистрировать патент в России можно всего за четыре месяца — быстрее, чем в большинстве стран мира. Но пока изобретателям практически всех российских регионов не хватает знаний, чтобы оценить потенциал своих идей и правильно их оформить. Директор Федерального института промышленной собственности Олег Неретин рассказал в интервью РБК, сложно ли защитить разработку и как стимулировать к этому изобретателей.

Культура изобретателей

РБК Количество заявок на патенты в России сильно различается от региона к региону. От чего в первую очередь зависит изобретательская активность?

О.Н. Во многом ее определяет наличие научнообразовательных центров, крупных промышленных предприятий, экономическое развитие региона и другие факторы. Важен общий уровень культуры в сфере интеллектуальной собственности и подходы регионов к этому вопросу. Многие субъекты запускают специальные меры для поддержки изобретателей, предоставляют налоговые льготы. Все это помогает стимулировать изобретательскую активность.

РБК Что вы вкладываете в понятие высокой культуры в области интеллектуальной собственности?

О.Н. В первую очередь речь идет об общей образованности. Изобретатели, сотрудники предприятий, чиновники должны как минимум знать о том, что существуют сфера интеллектуальной собственности и целые алгоритмы для закрепления своих идей, охраны их свидетельствами и патентами. Без этого даже при наличии перспективной идеи человек просто не поймет, как с ней поступить, как оценить ее патентный потенциал.

Также нужны навыки работы с интеллектуальными базами, понимание, как подать заявку, написать формулу изобретения. Все это вместе и формирует уровень такой культуры.

РБК Как научить изобретателей ориентироваться в том, имеют ли их идеи потенциальную патентную ценность?

О.Н. На мой взгляд, все должно начинаться со школы. Так устроена система подготовки, например, в Японии или Китае. На вступительных экзаменах в вузы китайским школьникам уже задают вопросы об интеллектуальной собственности.

В нашей стране такого пока нет, но в этом направлении многое уже делается. Сейчас Минобрнауки России запускает программу переподготовки профессорско-преподавательского состава университетов. Ее цель — дать преподавателям и профессорам знания, которые позволят им создавать специальные обучающие модули для магистрантов — будущих инженеров, математиков, физиков, химиков. Минобрнауки уже объявило конкурс среди вузов на получение грантов для такой переподготовки.

Дефицит поверенных

РБК И все же одно дело — оценить патентный потенциал идеи, и совсем другое — полностью оформить все документы. Кто должен помогать в этом?

О.Н. Действительно, любую хорошую идею надо уметь оформить. Не всегда изобретатель может, например, самостоятельно написать формулу изобретения. К тому же мало просто написать эту формулу, очень важно профессионально оформить необходимый объем охраны. Иначе конкуренты просто обойдут твой патент и смогут зарабатывать на твоей идее, даже не нарушая закона.

Поэтому во всем мире, включая Россию, существует целый институт патентных поверенных и патентоведов, которые помогают изобретателям грамотно и правильно все сделать. Таких поверенных в нашей стране около 2 тыс. Это намного меньше, чем в Китае или США.

РБК Этих 2 тыс. достаточно для России?

О.Н. На мой взгляд, недостаточно. Тем более что патентные поверенные не универсальны. Регулирование устроено таким образом, что каждый специалист должен подтверждать свой статус и проходить аккредитацию в Роспатенте по отдельным направлениям.

Кроме того, чтобы правильно оформлять изобретения, требуется понимание той отрасли, с которой ты имеешь дело. Поэтому заявители ищут таких поверенных, которые знакомы с нужной сферой науки и техники. Это дополнительно сокращает круг подходящих специалистов.

200 тысяч на идею

РБК Насколько затратна для изобретателей защита их идей? Расходы посильны для небольших компаний и физлиц?

О.Н. При подаче заявки и получении патента изобретатель платит пошлину. В России такая пошлина — одна из самых низких в мире, но это все равно расходы. Услуги специалистов, которые помогают с подготовкой заявки и формулой изобретения, тоже стоят денег.

Чтобы помочь изобретателям, некоторые регионы, например Ульяновская область, ввели систему патентных ваучеров. Субъект предоставляет грант в размере 200 тыс. руб., которые можно потратить на различные задачи — опытно-конструкторские работы, научные исследования или подачу заявки на охрану интеллектуальной собственности. Это стало определенной поддержкой и стимулом для заявителей.

РБК Защита товарных знаков и тем более изобретений — это не только деньги, но и время. Сколько занимает рассмотрение заявок?

О.Н. Сегодня Роспатент — одно из самых быстрых патентных ведомств мира. В США и некоторых других странах процедура рассмотрения заявки может занимать несколько лет. У нас средний срок — около четырех месяцев.

РБК Почему нельзя рассмотреть быстрее?

О.Н. Когда мы проводим экспертизу заявки на изобретение, то проверяем в том числе новизну. Для этого анализируется весь мировой массив информации, причем как патентный, так и научно-технический. А в мире сейчас насчитывается более 153 млн патентов, и каждый год добавляется еще примерно 3,5 млн. Конечно, проверка проводится не вручную — это делается через агрегированные базы данных. Такие базы обновляются с задержкой примерно три-четыре месяца. Если мы будем рассматривать заявки быстрее, то возможна ситуация, при которой аналогичное изобретение уже было запатентовано, но не успело попасть в базы данных.

РБК То есть исключений вы не делаете?

О.Н. В некоторых ситуациях мы идем на риск, рассматриваем изобретения в приоритетном порядке. Например, если они направлены на борьбу с коронавирусом. Такие патенты мы регистрировали вне зависимости от того, успела ли обновиться база данных. Кроме того, период пандемии показал, что ускоряется не только разработка вакцин, но и размещение/публикация информации о средствах борьбы с инфекцией.

С прошлого года мы получили более 800 заявок на патенты по направлению борьбы с коронавирусом. Уже выдано более 300 патентов. Это и вакцины, и лекарственные препараты, и средства индивидуальной защиты.

Нераскрытый потенциал

РБК Несмотря на пандемию, в 2020 году в целом по России отмечался рост изобретательской активности. С чем он связан? Это только антиковидные изобретения или что-то еще?

О.Н. Последние несколько лет Роспатент активно занимается популяризацией сферы интеллектуальной собственности. Мы регулярно проводим семинары по патентованию и развитию изобретательской активности, общаемся с университетами. Сейчас эта работа начинает давать видимые плоды.

Сыграли роль и другие факторы. Если говорить про вузы и НИИ (а многие из них нарастили объем заявок), то им помогли различные государственные и региональные программы по развитию науки.

Кроме того, часть регионов, как уже упомянутая Ульяновская область, запустили программы поддержки изобретателей. Многие также подписали трехсторонние соглашения по развитию сферы интеллектуальной собственности с Роспатентом и Минэкономразвития России. Пока не все регионы охвачены, но процесс идет.

РБК Есть ли в каких-то российских регионах нераскрытый изобретательский потенциал?

О.Н. Такой нераскрытый потенциал я вижу в 85 регионах России, и это не преувеличение. В СССР ежегодно подавалось около 180 тыс. заявок на изобретения, сейчас этот показатель в РФ — всего около 35 тыс.

Речь не о том, что надо наращивать активность в каких-то условно отстающих регионах. Ее надо наращивать везде. Если взять Москву, которая занимает первое место по количеству заявок и зарегистрированных патентов, то даже здесь показатели могут быть намного выше.

Сейчас мы плотно работаем с регионами по этому поводу, создаем центры поддержки инноваций, занимаемся образованием в сфере интеллектуальной собственности. В итоге изобретательская активность показывает рост. В первом полугодии 2021 года мы видим заметное увеличение и надеемся, что тенденция сохранится.

Фото: Владислав Шатило для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Быстрее, выше, хитрее Быстрее, выше, хитрее

В чем еще, помимо силы и ловкости, соревнуются участники Олимпиад

Forbes
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Реактивная доставка Реактивная доставка

Выпускники МГУ организовали сервис по экспресс-доставке химических реактивов

Forbes
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Ген перемен Ген перемен

Как биотехнологии преобразуют мир и кто за это заплатит

РБК
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
От «песочницы» до «фабрики» идей От «песочницы» до «фабрики» идей

Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

РБК
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Деньги на НИИ-ЧАВО Деньги на НИИ-ЧАВО

Почему наука и бизнес в России так далеки друг от друга

РБК
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния» Ирина Хакамада: «Полезно нырнуть на самую глубину отчаяния»

Хакамада меняется в каждом отрезке времени. Сейчас у нее очень непростой период

Psychologies
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Жизнь в зоне смерти Жизнь в зоне смерти

Британец Кентон Кул стал первым человеком, которому покорилась "Тройная корона"

Men’s Health
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Открыть в приложении