Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

РБКБизнес

От «песочницы» до «фабрики» идей

Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

Подготовила Юлия Макарова

Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона». Отвечает за корпоративную и функциональную стратегии компании, развитие межоператорских и отраслевых партнерств. К команде «МегаФона» присоединился в 2012 году. До этого работал в стратегическом консалтинге, в том числе в Boston Consulting Group (BCG).

Даже на фоне замедления мировой экономики объем вложений в стартапы вырос за год на 14%. Среди инвесторов много крупных компаний, заинтересованных в инновациях. По каким моделям корпорации работают со стартапами и что это дает, рассказывает директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона» Александр Соболев.

Форматы сотрудничества

По данным PwC и CB Insights, в 2020 году американские стартапы привлекли рекордный объем инвестиций — $130 млрд. Это на 14% больше, чем годом ранее. В России же вложения в стартапы снизились на 19%, показало исследование Dsight. Хотя интерес к рынку, безусловно, есть: количество сделок увеличилось на 14%.

В высококонкурентных технологичных сферах, таких как финтех или телеком, компании понимают: не вкладываешься в инновации — не жди высоких темпов роста. Запрос клиентов на новейшие технологии сегодня огромен, и они могут уйти к тому, кто предложит им что-то более интересное и технологичное. При этом скорость, с которой внедряются инновации, повышенная. Стоит опоздать на несколько месяцев — и ты уже аутсайдер.

Самые активные участники этого рынка — корпорации и корпоративные фонды.

Для сотрудничества со стартапами бизнес использует несколько основных форматов.

Наиболее распространенной моделью работы со стартапами считается акселератор — интенсивная и ограниченная во времени программа прокачки «новичков». Такая модель предполагает поиск перспективных компаний на ранней стадии их развития, инвестиции в них в обмен на долю в капитале и поддержку в привлечении инвесторов следующего раунда. Акселератор может помогать своими знаниями для дальнейшего запуска продукта. По сути, корпорация инвестирует ресурсы в технологию или продукт стартапа и активно его «раскачивает», чтобы в случае успеха заработать на росте стоимости компании.

Альтернатива акселератору — «песочница». Это модель, которая прижилась у нас в «МегаФоне». В отличие от предыдущей формы в «песочницу» стартапы отбираются с одной целью — провести пилот, чтобы быстро протестировать технологию. Мотивация молодых компаний понятна — показать себя крупному клиенту и получить долгосрочный контракт. Плюсы для корпорации тоже очевидны — отсекается часть издержек, связанная с обучением, нетворкингом и приобретением доли в стартапе. Фокус «песочницы» направлен на поиск и внедрение новых решений.

На фоне «традиционных» подходов к работе со стартапами набирает популярность новая модель — венчурная студия, или венчур-билдер (от англ. Venture Builder). Это отдельная компания или подразделение внутри корпорации с задачей запуска стартапов. Если в случае акселератора или «песочницы» контроль над продуктом лишь частичный (или его нет совсем), то здесь он абсолютный — компания сама решает, какой продукт и как запускать.

За последние два года число венчур-билдеров в мире выросло в 2,5 раза — до 560, а новые игроки появляются каждый месяц. Однако российский рынок довольно консервативен, и пока венчур-билдеров в стране можно пересчитать по пальцам.

Что на практике

В «МегаФоне» мы начали активно работать со стартапами три года назад. Первым и основным направлением для нас стала «Технологическая песочница». Здесь мы смотрим технологии, оцениваем крутые идеи и «приземляем» их в компании.

С момента запуска формата в 2019 году мы отсмотрели около 3,5 тыс. стартапов и утвердили 130 пилотов. Так, в «МегаФоне» появились голосовые роботы, инструменты речевой аналитики, новые модели сохранения клиентов, мониторинг качества сети и многое другое.

В прошлом году решили опробовать новую модель и первыми среди телеком-компаний в России создали свою венчурную студию. У нас она называется «Продуктовая фабрика». Здесь мы уже не ждем идей от стартапов, а сами находим технологические тренды и определяем новые ниши для запуска продуктов. Вместе с партнером за три—шесть месяцев команда «Продуктовой фабрики» создает и тестирует прототип продукта, собирает обратную связь от клиентов, проверяет гипотезы и выпускает решение на рынок.

Первый продукт студии — голосовой ассистент Ева для обработки звонков, на которые абонент не хочет или не может сразу ответить. Сейчас Евой пользуются московские клиенты оператора, но уже осенью решение масштабируют на всю Россию.

У каждой из моделей работы со стартапами — свои сильные стороны. «Песочница» позволяет отсмотреть рынок, увидеть самое интересное и тут же опробовать новые решения на конечных потребителях. А «Продуктовая фабрика» — найти стартап под уже готовую бизнес-идею и за короткое время вывести на рынок востребованный продукт.

Но нужная идея может родиться и внутри корпорации, и в стартапе. Поэтому мне видится, что комбинация сразу нескольких форматов работы с инновациями — залог успеха.

Фото: Пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Легкое дыхание: 12 загадок картины Ренуара Легкое дыхание: 12 загадок картины Ренуара

Секреты картины Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт»

Вокруг света
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Самки колибри-якобинов притворились самцами и избежали конфликтов за пищу Самки колибри-якобинов притворились самцами и избежали конфликтов за пищу

В общей сложности такой же окраской, как у самцов, обладают около 30% колибри

N+1
Деньги на НИИ-ЧАВО Деньги на НИИ-ЧАВО

Почему наука и бизнес в России так далеки друг от друга

РБК
Пряности и страсти: 11 секретов красоты индианок, которые стоит знать всем Пряности и страсти: 11 секретов красоты индианок, которые стоит знать всем

Древние рецепты красоты, которые индианки передают от поколения к поколению

VOICE
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Чем Тим Кук лучше Джобса: обзор десяти лет без «революций», но с пятикратным ростом выручки Чем Тим Кук лучше Джобса: обзор десяти лет без «революций», но с пятикратным ростом выручки

К десятилетию Тима Кука во главе Apple вспоминаем его проблемы и заслуги

VC.RU
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Узкое место Узкое место

От состояния шейки матки во многом зависит женское здоровье и даже жизнь

Здоровье
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Зона высокой концентрации морских птиц в Атлантике оказалась размером с Архангельскую область Зона высокой концентрации морских птиц в Атлантике оказалась размером с Архангельскую область

Существует участок, где в течение года собирается до пяти миллионов морских птиц

N+1
«Земля принадлежит российскому народу, он является верховным собственником» «Земля принадлежит российскому народу, он является верховным собственником»

О мировых тенденциях и продовольственной безопасности России

Forbes
Дело Альтмана Дело Альтмана

Почему Натан Альтман был забыт большими музеями

Собака.ru
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Путеводная звезда Путеводная звезда

Квартира с видом на Театр Российской армии

AD
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Ваши ноги: 10 проблем, о которых нужно знать Ваши ноги: 10 проблем, о которых нужно знать

Неудобная обувь и неправильный образ жизни способны разрушить здоровье стоп

Домашний Очаг
6 лучших фильмов про мотивацию 6 лучших фильмов про мотивацию

После такого кино трудно остаться равнодушным к жизни и собственным целям

GQ
Фибромиалгия: как Леди Гага, Шинейд О'Коннор и другие живут с постоянной болью Фибромиалгия: как Леди Гага, Шинейд О'Коннор и другие живут с постоянной болью

Что такое фибромиалгия и как с ней живут знаменитости?

Cosmopolitan
«Бесит, когда просят налить „вкусное пиво“»: барменша сибирского крафтового бара рассказала о своей профессии «Бесит, когда просят налить „вкусное пиво“»: барменша сибирского крафтового бара рассказала о своей профессии

Чем занимается бармен, когда нет гостей, как он ориентируется в ассортименте?

Playboy
Капиталистическая полынья Капиталистическая полынья

О «Северных водах», как бы «Моби Дике», если бы «Моби Дик» был про деньги

Weekend
Третий глаз: как выбрать видеорегистратор для автомобиля? Третий глаз: как выбрать видеорегистратор для автомобиля?

Собрали основные рекомендации по выбору видеорегистраторов

CHIP
«Мои дети — лучшие в классе» «Мои дети — лучшие в классе»

Оксана Акиньшина о воспитании собственных детей и работе над собой

OK!
В поисках бессмертия: долгожители мира животных В поисках бессмертия: долгожители мира животных

Обрести эликсир вечной молодости — давняя мечта человека

Вокруг света
«Сделай меня точно. Как репродуктивные технологии меняют мир» «Сделай меня точно. Как репродуктивные технологии меняют мир»

Отрывок из книги Инны Денисовой — как бесплодие связано со стрессом?

N+1
Русское поле и призраки, которых там можно встретить Русское поле и призраки, которых там можно встретить

Григорий Ревзин о том, как Николай Полисский создал русский ленд-арт

Weekend
Сольная партия Сольная партия

Почему все больше женщин выбирают жизнь без мужчины

Лиза
Знакомая мелодия Знакомая мелодия

О духовом оркестре, электропроигрывателе «Юбилейный» и Джоне Кейдже

GQ
Прозрачные брови: главный бьюти-тренд, который точно тебе подойдет Прозрачные брови: главный бьюти-тренд, который точно тебе подойдет

Брови — это чуть ли не самая важная составляющая трендового бьюти-образа

Cosmopolitan
Открыть в приложении