Банки и ЦБ воюют за платежный рынок
Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам. Это позволит им сохранить за собой часть платежного рынка, на котором плотно прописался ЦБ
Кредитные организации нервничают и объединяются. Банки из первой десятки — Сбер, Альфа-банк, Т-Банк — в конце сентября подписали меморандум о создании консорциума для развития единого платежного QR-кода. Предполагается, что уровней участия будет два: учредители (не более 12) и участники. Доля Сбера в новой структуре составит 45%. Альфа-банк и Т-банк с текущими долями в 27,5% станут продавать новым учредителям по 2,5% своих акций. Желающих достаточно: по словам главы Сбера Германа Грефа, к консорциуму присоединилось уже более 18 кредитных организаций.
Зачем конкурентам объединяться? Ради единого QR-кода. Причем предполагается, что это только начало и консорциум будет запускать и другие высокотехнологичные платежные инструменты. Кстати, единый QR фактически существует — Греф рассказал, что над ним активно работают уже пять лет, а теперь Сбер отчуждает свою QR-платформу в пользу консорциума.
Конкуренция, а не война
Все это делается в противовес ЦБ и его собственной системе: Центробанк и Национальная система платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир» и операционный, платежный и клиринговый центр Системы быстрых платежей) активно продвигают свой проект по созданию универсального QR-кода. К ним присоединился и ВТБ. «В данный момент банк уже подключил к этой технологии оплаты часть корпоративных клиентов, в том числе крупные торговые сети», — сообщили в пресс-службе ВТБ.
По информации «Монокля», ЦБ недоволен созданием консорциума. С точки зрения регулятора, новый QR-код — это стандарт, аналогичный платежной системе Банка России, Системе передачи финансовых сообщений и стандарту банковских карт, а стандарт должен быть один, чтобы им могли пользоваться все участники рынка вне зависимости от места в рейтинге.
Это косвенно подтверждается тем фактом, что, громко заявив об объединении, крупнейшие банки теперь стараются представить ситуацию так, будто никакого противостояния нет. «Я очень надеюсь, что мы договоримся с ЦБ. Но как минимум наша платформа позволяет, если такое решение будет ЦБ принято, в том числе подключить и использовать вторую платформу, НСПК. И подключение двух наших платформ друг к другу позволит существовать двум системам, поэтому мы и такой вариант посмотрели. Мы категорические противники такого монопольного существования НСПК, считаем, что в перспективе это принесет только минусы в развитии технологии», — отмечал ранее глава Сбера. Зато сторонние игроки тот факт, что гиганты начали активно «взбалтывать» платежный рынок, воспринимают весьма позитивно. «Мы всегда выступаем за развитие конкуренции без ограничений. Наша компания активно участвует в универсальном QR-коде Центрального банка и в QR-коде консорциума. Мы убеждены, что именно рынок должен определять правила игры и предоставлять выбор потребителям, а не ограничения со стороны регуляторов», — подчеркивает директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев.
Тем не менее противостояние двух крупных проектов очевидно. Скорее всего, такими действиями Сбер и другие банки хотят удержать свои доли трансакционного рынка в ситуации, когда на него уже несколько лет упорно наступает регулятор. Бороться есть за что: доходы эмитентов по собственным Pay-сервисам в четыре с половиной раза выше, чем по оплатам с применением СБП, что, кстати, позволяет выплачивать кешбэк (за прошлый год банки вернули 500 млрд рублей, и эта опция пока остается главным фактором выбора сервиса оплаты). Но обо всем по порядку.
От переводов — к платежам
Чтобы понять, в чем суть всех этих объединений и инициатив, нужно вернуться примерно на пять лет назад, в начало 2019 года, и взглянуть на рынок денежных переводов. Именно в этот период активно внедрялась СБП. Напомним, что до инициативы регулятора единой системы не было: для переводов финансовые организации использовали корсчета в ЦБ. Когда клиент пересылал деньги из одного банка в другой, отправляющая организация формировала пул платежных поручений. Этот пул передавался в ЦБ, где полученные заявки обрабатывались согласно его внутреннему расписанию и нормативам, и только потом средства зачислялись на счета банка-получателя. Несовершенство системы было вполне очевидным: на выполнение такой трансакции требовалось несколько рабочих дней. Кредитные организации самостоятельно внедряли улучшения, например ввели перевод по номеру телефона, но, разумеется, регулировали потоки: за перевод «наружу» взимались существенные комиссии. Бесспорным лидером рынка межбанковских переводов был Сбер — просто в силу объема клиентской базы и денег на его счетах: на тот момент, по данным ФАС, его доля составляла 94%.