Как режиссер и продюсер из Москвы запустили первую в России «студию хоррора»
«Мы сами формулируем законы поджанра, в котором работаем. Некоторые коллеги называют его «русский фолк-хоррор», — объясняет в интервью журналу РБК 35-летний сооснователь компании QS Films, режиссер Святослав Подгаевский. Вместе с 38-летним продюсером Иваном Капитоновым он создал уникальный для российского рынка проект: студию, которая снимает исключительно фильмы ужасов и мистику.
Визитной карточкой режиссера Подгаевского стали хорроры «Пиковая дама. Черный обряд» и «Невеста». Оба фильма окупились в прокате — первый при бюджете 45 млн руб. заработал 140 млн руб., второй при бюджете 70 млн руб. — 176 млн руб. «Невеста» еще и стала вторым после «Защитников» кассовым российским хитом за рубежом: иностранные зрители добавили в бокс-офис картины $5,5 млн, писали «Ведомости» со ссылкой на данные Фонда кино.
Продюсер Капитонов с Подгаевским познакомился на съемках «Пиковой дамы». Также в его портфолио работа над мистическим триллером «Маршрут построен» (бюджет — 40 млн руб., сборы — 53 млн руб.). Оба фильма — продукция студии Ultra Story, «дочки» Enjoy Movies, основанной братьями Сариком и Гевондом Андреасянами.
Уйти в независимое плавание и собрать свою команду Подгаевский и Капитонов решили в марте 2017 года на фоне успешного проката «Пиковой дамы». «Кино глобально делают два родителя — режиссер и продюсер. И у нас со Славой сложился комфортный для обоих тандем», — объясняет Капитонов.
Команда QS Films состоит из семи специалистов. Компания занимается производством двух лент, еще один проект на стадии сценария. Совместно с «Киностудией КИТ» (КИТ, входит в «Газпром-медиа холдинг») QS Films готовит к прокату фильм «Русалка. Озеро мертвых» (фильм уже продан в 40 стран, не считая России). «Святослав и Иван вызывают у нас интерес, они понимают законы жанра хоррор», — заявил журналу РБК гендиректор КИТ Джаник Файзиев.
У второго проекта — хоррора «Яга. Кошмар темного леса» — тоже есть соинвесторы. Это студия Non-Stop Production Александра Роднянского и Сергея Мель кумова. Вместе с ними QS Films участвует и в съемке фильма «Вернувшиеся». Всего с Non-Stop Production Подгаевский и Капитонов планируют сделать три проекта. Представители Non-Stop Production на вопросы журнала РБК не ответили.
«Нашего ресурса хватит примерно на три фильма в год. Иначе это уже другой принцип работы, не handmade. Для такого масштаба нужно много талантов, которых в нашем жанре практически нет», — рассказывает Капитонов.
Работа со старшим партнером — часть стратегии компании, делить риски «комфортнее», признается продюсер. Сейчас Капитонов и Подгаевский инвестируют в проекты до 20–30% бюджета (10–20 млн руб.) из личных накоплений — оставшуюся часть вкладывают контрагенты. Расходы на маркетинг берет на себя дистрибутор — например, «Централ Партнершип» в случае с «Русалкой». Права на фильм позднее делятся пропорционально инвестициям. Помимо этого, основатели QS Films рассчитывают на поддержку Фонда кино. Студия сегодня работает в состоянии «операционного ноля», утверждает Капитонов. Но достичь безубыточности пока получается лишь благодаря сторонним проектам основателей. Например, Подгаевский и Капитонов пишут сценарий сериала «Понедельник начинается в субботу» по повести братьев Стругацких.
Прибыль от картин основатели QS Films хотят инвестировать в расширение компании. В планах — покупка двух актерских агентств и создание киношколы, запуск намечен на сентябрь 2018-го. Эти инвестиции необходимы для воспитания и поиска кадров для собственных фильмов, поясняет Подгаевский: «Это очень удобно — к запуску проекта у нас будут проверенные или обученные нами же специалисты, наши единомышленники».
Строительство собственной компании режиссер сравнивает с одной из самых известных голливудских студий: «Мы хотели бы думать, что мы сейчас такой Pixar, когда он был совсем маленький. Компания очень тщательно собирала людей под свою нишу. Один долго занимался компьютерной графикой, другой — уволенный из Disney аниматор». «Я даже запрещаю говорить, что у нас офис, у нас штаб-квартира», — со смехом добавляет Капитонов.
Кассовый потенциал хорроров — 1–1,5 млн зрителей, уверены основатели QS Films. В качестве ориентира Капитонов видит один из хитов 2017-го — фильм по роману Стивена Кинга «Оно», собравший в российском прокате больше 1 млрд руб. «Примерно 5 млн из 15 млн постоянных зрителей кинотеатров пошли на фильм ужасов. Да, «Оно» — это бренд, но на треть его аудитории мы можем рассчитывать», — уверен продюсер. Для сравнения: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», «Пиковую даму» в России и СНГ посмотрели почти 650 тыс. человек, «Невесту» — более 800 тыс. Такие цифры позволяют рассчитывать на окупаемость при среднем бюджете хоррора 30–40 млн руб. (без учета затрат на продвижение — это еще 20–30 млн руб.), заключает Капитонов.
У QS Films есть и некоммерческая миссия, добавляет Подгаевский: «После успеха «Пиковой дамы» и «Невесты» многие пытаются снимать хорроры, но когда весь рынок делает одно и то же, это надоедает зрителю. Мы пытаемся расширить жанр, сделать его массовым, добавить элементы фэнтези, комедии — и за счет этого нарастить аудиторию. Зритель должен привыкнуть, что хоррор — это фильм, построенный на страхах и саспенсе, но с интересной и сложной историей внутри».
Фото: Дарья Малышева для РБК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl