Гжель: сине-бело-голубые
Гжельская посуда и игрушки входят в список самых узнаваемых символов России. Новая глава азбуки — о том, как развивался этот промысел, о трагедии инженера Виноградова и особенностях современного производства
Фаянсовые и фарфоровые изделия под названием «гжель» видели все, кто живет или хотя бы однажды бывал в России — в музее, сувенирной лавке или дома у бабушки. Производятся они в одноименном поселке, расположенном в 60 километрах от Москвы на реке Гжелка. Именно здесь в XVII веке стали добывать светлую качественную глину для изготовления различных изделий. И местные жители начали заниматься гончарным ремеслом: создавали предметы быта, детские игрушки, мастерили на заказ посуду в совершенно разных цветах.
Считается, что именно это занятие дало название поселку, а после и самому промыслу — что слово «гжель» образовано от глагола «жечь». Есть и другая версия его происхождения: этнографы и филологи отмечают, что «гжель» означает «густо поросшее травой место» и имеет прусские корни.
Со временем поселок разрастался, и появилось понятие «гжельский куст» — так называли 30 промысловых деревень, которые впоследствии были включены в Гжельскую волость. Мастера «гжельского куста» украшали работы индивидуальной росписью в виде растений, животных, людей, домов, а на обратной стороне наносили свои инициалы. Чуть позже необычные изделия стали продавать в Москве, а в 1663 году, когда царь Алексей Михайлович издал указ об изготовлении медицинских сосудов, из гжельских мест в столицу начали привозить и саму глину.
Драматическая история родоначальника фарфора
В XVIII веке популярность глиняных работ возросла: ремесленное дело развивалось, открывались фабрики. В этот период синий цвет начал постепенно вытеснять все другие и стал отличительным признаком и визитной карточкой гжели. Рабочие мастерили фигурки и посуду в синих и голубых цветах с золотыми вкраплениями на белом фоне. Еще одной особенностью, которая сделала эту роспись неповторимой, стала техника. Уже тогда мастера не только подбирали и сочетали разные оттенки синего, но и оформляли гжельскую посуду характерными мазками.
Образ закрепился и стал классической гжельской росписью. Но фарфоровыми изделия еще не были — мастера только перешли от майолики к полуфаянсу. Секрет изготовления фарфора умельцы еще не знали, а в Европе это ноу-хау держали в тайне. Все изменилось при императрице Елизавете Петровне, по приказу которой лучших студентов московской Славяно-греко-латинской академии Михаила Ломоносова и Дмитрия Виноградова отправили учиться в Германию к известному в Европе профессору Христиану фон Вольфу и советнику Иоганну Генкелю. Там они изучали горное дело и все необходимое оборудование, начиная от печей и заканчивая тарой.