Нежеланные попутчики
Даже если все вас бросят, а мир повернется к вам спиной, можете быть уверены – ОНИ останутся с вами, что бы ни случилось. Кто же эти самые преданные друзья, спросите вы? – Паразиты! Вам без них было бы, безусловно, намного легче, но им без вас точно не жить
Паразитизм (от древнегреческого παράσιτος, что означает «нахлебник») – один из типов сосуществования организмов, при котором два (или более) генетически различных организма продолжительное время находятся в антагонистических отношениях: один из них (паразит) использует другого (хозяина) в качестве источника питания и среды обитания. При этом организму хозяина наносится немалый вред.
Паразитами могут быть как представители царства животных (простейшие, плоские и кольчатые черви, нематоды, моллюски, членистоногие), так и бактерии, грибы и даже покрытосеменные растения, и заражать они могут как животных, так и растения. В сфере медицинской паразитологии термином «паразит» обычно обозначают простейших и многоклеточных возбудителей инфекции. Грибы в учебниках медицинской паразитологии не обсуждаются.
Вся жизнедеятельность паразита зависит от организма его хозяина, из которого он получает необходимые биологические ресурсы. Соответственно, многим паразитам очень выгодно, чтобы хозяин оставался жив как можно дольше. Чем дольше продолжается сосуществование этих двоих, тем лучше паразит приспосабливается к своему хозяину и тем меньше вреда ему наносит.
Экто- и эндо-… Кто они?
Паразитизм имеет множество различных форм. Основных групп паразитов две: эктопаразиты, которые обитают на хозяине (клещи, блохи, вши и др.), и эндопаразиты, живущие в организме хозяина (паразитические черви, простейшие и т.д.). Эктопаразиты встречаются гораздо реже эндопаразитов – вероятно, потому что их присутствие проще заметить ввиду их расположения и размеров. Внутренние же паразиты до поры до времени чаще всего не дают знать о своем присутствии и благополучно размножаются внутри организма. Разделение на экто- и эндопаразитов определяют глубина их проникновения в кожные и подкожные ткани организма и, собственно, способы заражения хозяина. Как правило, внешние паразиты активно расширяют свое жизненное пространство, выискивая «жертву» и всячески добиваясь доступа к ее телу, эндопаразиты, напротив, полагаются на волю случая, оставляя яйца или личинки там, откуда они вероятнее всего перекочуют в организм хозяина (например, в траве, которую съест животное).
Паразитов также делят на некротрофов и биотрофов. У них принципиально разная «жизненная философия». Первым плевать на благополучие хозяина, они без сожалений и достаточно быстро приводят его к смерти, лишая питательных веществ либо отравляя продуктами своей жизнедеятельности (таким паразитом для человека является, например, бактерия Yersinia pestis – возбудитель чумы). Некротрофы, способные выжить после смерти хозяина, называются паразитоидами. Интересно, что более 50% паразитоидов относится к отряду перепончатокрылых (наездники, некоторые виды ос). Да и вообще около 10% всех насекомых относятся к паразитоидам. (Ремарка для любителей кинофантастики: «Чужой» – тоже паразитоид.)
Биотрофы более бережны к своим хозяевам, поскольку выжить без них не могут. Это, например, различные вирусы – те, которые годами могут жить в организме, время от времени проявляя себя.
Древняя история паразитов
Несложно догадаться, что паразиты сопутствуют человеку на протяжении всей его истории. Самый древний паразит из обнаруженных учеными – Paragonimus westermani (легочный сосальщик, возбудитель парагонимоза), чьи яйца, найденные на севере Чили в окаменевшем человеческом кале, датируются примерно 5900 годом до н.э. Чуть помоложе, от 5000 г. до н.э., яйца анкилостом (круглых червей подотряда стронгилид – кишечных паразитов) из Бразилии. Находка из Перу – яйца нематод (тоже круглых червей) – относится к 2330 г. до н.э., а яйца солитера и отлично сохранившаяся женская особь глиста из египетских мумий – к 2000, 1250 и 1000 гг. до н.э.
Первыми стали изучать и описывать паразитов древние египтяне, собранные ими сведения на эту тему обнаруживаются в папирусах 3000–400 гг. до н.э. Египтяне знали огромное множество паразитов: риштá – возбудителя дракункулеза, остриц, анкилостом, аскарид, цестод, шистосом и некоторых солитеров неустановленных современными учеными видов. В папирусе Эберса (медицинском трактате, написанном около 1550 г. до н.э.) содержится одно из первых описаний анкилостомоза: эта болезнь, не имеющая явных специфичных симптомов, древними врачами связывалась именно с паразитом. Хорошо известна была в Древнем Египте и слоновая болезнь. Ее симптомы как раз весьма наглядны: из-за застоя лимфы происходит чрезвычайное набухание ног, груди и гениталий, и в ряде случаев причиной болезни становится паразит нематода, попадающий в кровь при укусе москита. Судя по всему, этой хворью страдали многие фараоны, да и сегодня еще эта болезнь представляет собой серьезную проблему для египетского государства. Благодаря исследованию древних мумий известно, что в те времена многие страдали шистосомозом, но в трактатах это заболевание не упоминается, возможно, его путали с другими болезнями, имеющими те же симптомы, а может быть, не придавали ему большого значения ввиду его чрезвычайной распространенности.